Механизм рождения мысли, тем более мысли «высокой», знаменующей собой научные и художественные открытия, был и пока в большей степени остается тайной. Но, вероятно, почти каждый человек, способный к творческим раздумьям и склонный к самонаблюдению, отмечал, что хорошие и даже лучшие идеи приходят внезапно и как будто «ниоткуда». Однако поступают они вовсе не из пустоты. Верные решения подсказывает интуиция.
Альберт Эйнштейн, гений науки, мысль которого, казалось бы, должна была подчиняться исключительно строгой логике, тем не менее сказал: «Высшим долгом физиков является поиск тех общих элементарных законов, из которых путем чистой дедукции можно получить картину мира. К этим законам ведет не логический путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция». Что же такое интуиция, и почему, по мнению Эйнштейна, именно она, а не логика приводит людей к истинному знанию?
Как правило, выдающиеся личности оставляют после себя не только достижения и открытия, но и описание пути к ним. Например, французский математик, физик, астроном и философ Жюль Анри Пуанкаре в 1908 году в знаменитом
докладе Психологическому обществу в Париже изложил собственные наблюдения за развитием своей же мысли. Этим член более чем 30 академий мира немало помог исследованию феномена научного творчества.
Величайший вклад Пуанкаре вматематику – теория автоморфных функций.Французский ученый в течение двух недель пыталсядоказать, что их существование невозможно. Затем, изменив своим привычкам, Пуанкаре выпил черного кофе и за одну бессонную ночь доказал обратное и построил первый ряд функций. Сам математик описывал эту ночь так: «Я не мог заснуть; идеи теснились; я чувствовал, что они как бы сталкиваются, пока две из них, так сказать, не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».
Завершающая теорию мысль также пришла к Пуанкаре будто случайно. Великий француз, по его же словам, «разочарованный своими неудачами», отправился на несколько дней к морскому побережью. И там занятому совершенно иными заботами гению во время прогулки внезапно пришла очередная удачная идея. А дело было так. Прибыв в город Кутанс, путешественники усаживались в омнибус для поездки на запланированную экскурсию. Пуанкаре «осенило» как раз в момент, когда он встал на подножку омнибуса, причем математик продолжал при этом параллельно вести непринужденную беседу с кем-то из экскурсантов.
Анализируя свои просветления, Пуанкаре говорил в докладе: «То, что вас удивит прежде всего – это видимость внезапного озарения, явный результат длительной неосознанной работы; роль этой бессознательной работы в математическом творчестве мне кажется несомненной».
Вот было бы чудесно, если бы человек мог с легкостью предвидеть свое будущее, знать о верности или неверности своих поступков заранее. Проснулся утром и понял, что сегодняшнее приглашение друзей в боулинг-клуб лучше отложить: не повезет в игре и лучше провести время за другим видом деятельности. Или наоборот, заранее знать о том, что сегодня вечером нашей команде будет сопутствовать удача. Определиться и найти боулинг адреса клубов, в которых соберутся \”лузеры\” и с легкостью обставить их. Но все-таки неизвестность намного интереснее. Ведь прелесть игры в боулинг именно в ее непредсказуемости. Даже игроки со стабильной игрой и хорошим мастерством могут в любой момент сломаться и тогда игра пойдет совсем другим путем.
Откуда берется вдохновение?
А другой гений, но уже не математик, а композитор, Вольфганг Амадей Моцарт в одном из своих писем отмечал: «Когда я чувствую себя хорошо и нахожусь в хорошем расположении духа, или же путешествую в экипаже, или прогуливаюсь после хорошего завтрака, или ночью, когда я не могу заснуть, – мысли приходят ко мне толпой и с необыкновенной легкостью. Откуда и как приходят они? Я ничего об этом не знаю. Те, которые мне нравятся, я держу в памяти, напеваю; по крайней мере, так мне говорят другие. После того как я выбрал одну мелодию, к ней вскоре присоединяется, в соответствии с требованиями общей композиции, контрапункта и оркестровки, вторая, и все эти куски образуют \”сырое тесто\”. Моя душа тогда воспламеняется, во всяком случае, если что-нибудь мне не мешает. Произведение растет, я слышу его все более и более отчетливо, и сочинение завершается в моей голове, каким бы оно ни было длинным. Затем я его охватываю единым взором, как хорошую картину или красивого мальчика, я слышу его в своем воображении не последовательно, с деталями всех партий, как это должно зазвучать позже, но все целиком в ансамбле».
Получается, что вдохновение (а это ведь тоже разновидность интуиции) приходит само, когда его не ждут. Когда человек вроде бы спокоен и не особенно занят серьезными мыслями, не особенно «давит» на свой мозг с просьбой что-нибудь придумать. Но опять же, откуда вдохновение берется?
Человеческую психику часто сравнивают с айсбергом. Как известно, над поверхностью океана виднеется меньше десяти процентов ледяной глыбы, остальная ее часть – в воде. Так вот, под десятью процентами «айсберга»-психики подразумевают сознание, под остальными – подсознание или бессознательное. Там и «прячется» интуиция.
В своем учении швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг разделил психику человека на три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Последний уровень – определяющий для личности, так как содержит своеобразную память всего прошлого человечества. У каждого отдельно взятого его представителя коллективное бессознательное проявляется в форме архетипов (универсальных врожденных психических структур). Архетипы . через конкретные образы воплощаются в сновидениях человека и, что намного важнее, в его творческой деятельности. А личное бессознательное пребывает «в содружестве» с сознанием, то есть состоит из переживаний человека, которые сначала были осознаны, но затем забыты либо вытеснены.
Близок к Юнгу в этом плане философ Анри Бергсон. Признавая за интуицией главную роль в процессе постижения
действительности, он также считал, что весь прожитый опыт запоминается личностью как бы автоматически. В сознание при этом «просачивается» лишь меньшая часть информации, другая хранится в неведомых разуму «архивах», однако заставляя человека принимать те, а не иные решения.
Таким образом, внутри каждого индивидуума существует огромное количество «скрытых» данных, которые в любой момент могут выскочить, дав неожиданный результат. Так и случаются вроде бы «внезапные» открытия.
Исходя из всех этих знаний и предположений о психике человека, ученые попытались процесс творческого мышления разбить на этапы. Выглядит это так. Первый шаг – подготовительный этап сознательной работы, далее – этап инкубации, когда заложенные сознанием мысли ищут пути, значения и разгадки в бессознательном. И вот происходит «взрыв» – наступает этап «озарения». После этого остается лишь проверить и упорядочить полученные результаты.
Так что первому попавшемуся обывателю бессознательное не нашепчет великих мыслей на ушко. Все потому, что «удачные идеи не приходят к мертвым коровам» (выражение исследователя Б. Эйдюсон). Чтобы интуиция активировалась и выдала подсказку, разум человека сначала должен немало потрудиться над задачей.
Психологи и психиатры ищут объяснение этому феномену в физиологии человека. Но имеется ряд гипотез, в которых бессознательные озарения приписываются… чему-то из окружающего мира.
Нейрофизиолог Наталья Бехтерева в одном из своих интервью говорила: «Мозг впитывает информацию, обрабатывает ее и принимает решения – это так. Но иногда человек получает готовую формулировку как бы из ниоткуда. …На этот счет есть две гипотезы. Первая: в момент озарения мозг работает как идеальный приемник. Но тогда нужно признать, что информация поступила извне – из космоса или из четвертого измерения. Это пока недоказуемо. А можно сказать, что мозг сам себе создал идеальные условия и \”озарился\”».
Утверждать «недоказуемое» для ученого с мировым именем было бы слишком смело и даже несколько непрофессионально. Но уж в чем в чем, а в непрофессионализме Наталью Петровну заподозрить невозможно. К тому же и другие современные исследователи указывают на существование в природе некоего единого информационного поля. Согласно данным воззрениям Вселенная накапливает информацию (приблизительно так же, как и коллективное бессознательное), а человеческий мозг при определенных условиях эту информацию считывает или же «ловит», подобно приемнику, воспринимающему радиоволну.
По большому же счету, пока все сходятся в едином мнении – интуиция есть процесс вывода наружу информации, которая не подконтрольна нашему разуму. А откуда поступают эти сведения, «снаружи» или «изнутри», все еще остается неясным. И ни один ученый не сможет дать однозначного ответа на этот вопрос.
Е. ПЕТРОВ