По материалам Вадима Андреева http://vadim-andreev.narod.ru/
В ноябре 1987 года житель Галф-Бриз (Gulf Breeze, штат Флорида, США) Эд Уолтерс (Ed Walters) сообщил о том, что он наблюдал и даже несколько раз сфотографировал встреченный им НЛО. Он утверждал также, что был парализован мощным лучом света, а затем поднят в воздух. Впоследствии возникли сильные подозрения в подлинности представленных Уолтерсом фотографий.
Дэвид Риччи «Энциклопедия НЛО и пришельцев»: Пер. с англ. – М.: Вече, А.Корженевский, 1998. – 448 с. (David Ritchie. UFO: The Definitive Guide to Unidentified Flying Objects and Related Phenomena.)
Через несколько лет бывшая жена очевидца Сара нашла на чердаке дома, где раньше проживал Эд Уолтерс, модель объекта. Нашелся и человек, признавшийся в том, что помогал Уолтерсу снимать фальшивки. Не в пользу Уолтерса оказались и экспертиза на детекторе лжи, и мнение физиков-оптиков.
Телепередача \”Дневники НЛО\” (серия \”UFOs: true false?), SUN INTERNATIONAL PICTURES, INC. and ART OK Filmproduktions GmbH, 1996.
Вот глава посвященная этому случаю из книги К.Рэндла \”Летающие тарелки – правда или вымысел\”:
Фотографии из города Галф-Бриз (1987)
Занимательными историями об НЛО, периодически зависающих над городом Галф-Бриз, что во Флориде, нас потчуют уже лет десять. Имеются и фотографии, среди них весьма любопытные. Люди просто рассказывают, как наблюдали \”тарелки\”, пишут картины, появилась даже пара видеофильмов. Пожалуй, лучшие из фотографий принадлежат некоему \”мистеру Эду\”, снимавшему НЛО на протяжении нескольких месяцев.
11 ноября 1987 года Эд Уолтерс, который сам себя называет \”преуспевающим бизнесменом\”, работал в своем домашнем кабинете. Вдруг ему показалось, будто что-то засияло за девятиметровой сосной в палисаднике. Выйдя на крыльцо, он заметил космический корабль в форме \”волчка\” с темными квадратами окон и круглыми иллюминаторами, расположенными по окружности, на стыке образующих его конусов. От дна \”тарелки\” исходило яркое свечение.
Поняв, что происходит нечто неординарное, Уолтерс бросился в дом и схватил старый \”Полароид\”. Вернувшись на крыльцо, он сделал первый снимок – \”тарелка\” как раз вынырнула из-за сосны и находилась от него в сорока пяти метрах, медленно двигаясь на северо-восток.
После четвертого кадра у Уолтерса кончилась кассета, он забежал в дом, перезарядил фотоаппарат и сделал пятый снимок. Тем временем объект приблизился, Уолтерс выскочил на улицу, чтобы отснять дополнительные кадры. Потом, как он рассказывал позднее некоторым исследователям, его поразил яркий луч голубого света. Уолтерса парализовало и подняло над землей, в голове у неге раздался \”компьютерный\” голос. Ему было сказано: \”Мы тебя не обидим\”. Потом мозг наполнили другие образы, и те же слова повторил нормальный женский голос. Вдруг он с силой ударился о тротуар, а голубой луч пропал. Когда Уолтерс открыл глаза, НЛО уже не было. Через шесть дней Уолтерс посетил Кука, редактора местной газеты \”Галф бриз Сентинел\”. Эд показал ему снимки, почему-то сказав, что они сделаны другим человеком. Он передал редактору письмо, будто бы написанное анонимным фотографом и объясняющее ситуацию. Спустя два дня, 19 ноября 1987 года, письмо и фотографии были опубликованы в газете.
На следующий день, когда Уолтерс вечером вернулся домой, у него зазвенело, вернее, зажужжало в ушах. Вначале звук был едва заметным, и Уолтерс не обратил на него внимания, но потом он начал усиливаться и вскоре стал нестерпимо громким. Уолтерс обошел комнаты нижнего этажа – это видела его жена Фрэнсис, – а потом снова вышел во двор. По словам Уолтерса, шум был такой же, какой он слышал, когда был \”в плену\” у голубого луча. Они с женой долго смотрели на небо, но ничего не заметили.
Уолтерс зашел к себе в кабинет и сел за стол. В голове раздавались голоса, разговор велся на языке, напоминавшем какой-то африканский диалект. Жена зашла к нему попрощаться – они с дочкой собирались на футбол, но Уолтерс ничего не сказал ей про голоса.
Когда дамы уехали, Уолтерс взял фотоаппарат и вышел во двор. Там он сказал: \”Я тебя слышу, ублюдок\”. Теперь шум послышался в воздухе, и уже знакомый голос сказал Уолтерсу: \”Соблюдай спокойствие. Иди вперед\”.
Высоко над головой появилось световое пятно, оно стремительно снижалось, будто прямо на Уолтерса. Он хотел навести фотоаппарат, но голос сказал ему по-испански, что фотографировать запрещено. Потом женский голос добавил, уже по-английски: \”Ты не должен фиксировать их присутствие. Они тебя не обидят. Всего несколько тестов. Это – все\”.
Но Уолтерс не внял предупреждению. Он снял \”тарелку\”, зависшую над электрическим столбом. Объект сместился вправо, и Уолтерс сделал второй снимок. Тем временем он продолжал слышать голоса. Уолтерс сказал им, что они не имеют права поступать так. Ему возразили: \”Право имеется\”. Женский голос сказал: \”Ты должен их слушаться. Они нас не обидели, и мы скоро вернемся домой\”.
Потом другой голос, тот, что говорил по-испански, заверил: \”Мы за тобой еще придем\”. В это время в голове Уолтерса появились образы обнаженных женщин. Однако он сделал и третью фотографию. \”Тарелка\” стала отдаляться от дома параллельно земле, а потом резко взмыла по вертикали вверх и почти мгновенно скрылась из виду.
В следующий раз Уолтерс увидел НЛО 2 декабря. Он проснулся от плача младенца, хотя ни у Уолтерсов, ни у соседей не было грудных детей. Встревожился, услышав испанскую речь. Он не понял дословно, но догадался, что речь идет о плачущем младенце. Вооружившись пистолетом тридцать второго калибра, Уолтерс вместе с женой обошел дом, а затем прочесал весь двор. За домом он увидел НЛО. Объект быстро снижался, притормозил метрах в тридцати над бассейном, потом немного пролетел по инерции и завис неподвижно.
Уолтерс вошел в холл, откуда его жена выглядывала в окно: она видела \”тарелку\” впервые в жизни. Ему послышался голос, который он определил как \”тарелочный\”, подразумевая НЛО. Голос скомандовал: \”Выходи вперед\”.
Уолтерс, схватив фотоаппарат и пистолет, выбежал из дома. Он сфотографировал \”тарелку\”, висящую над задним двором, но почувствовал, что его заметили, и поспешил назад в дом. Вместе с женой они перешли в кухню и оттуда наблюдали, как объект улетает. Когда \”тарелка\” исчезла, шум в голове Уолтерса довольно быстро умолк.
Уже лежа в постели, Уолтерс услышал собачий лай, что ему показалось странным, так как собак по соседству не держали. Уолтерс не поленился встать, с фотоаппаратом и пистолетом подошел к окнам в спальне, будучи уверен, что снова увидит НЛО. Однако, раздвинув шторы, он обнаружил гуманоида ростом не более ста двадцати сантиметров, с огромными черными глазами. На нем был шлем, закрывавший голову щитком из прозрачного материала.
От растерянности Уолтерс, которому в прошлые встречи с НЛО доставало самообладания делать фотографии, пренебрегая запретами, теперь совсем забыл о фотоаппарате. Вскрикнув от удивления, он отскочил от окна и упал. Потом, не поднимаясь, выхватил пистолет и приготовился стрелять, если существо попробует вторгнуться в дом. Ему так и не пришло в голову сфотографировать гуманоида.
В конце концов он поднялся, отложил пистолет и фотоаппарат и стал дрожащими руками отпирать дверь. Существо отошло, но не более чем на шесть метров. Уолтерс был уверен, что сможет его поймать. Но, когда он отпер дверь и попытался выйти из дома, его вдруг поразило лучом голубого света. Луч будто пригвоздил его ноги к полу, а потом потянул правую ногу вверх. Чтобы удержать равновесие, Уолтерс схватился за косяк. Фрэнсис за свободную руку тащила мужа в дом. Оба опять видели НЛО. Объект висел в воздухе над задним двором.
Когда объект отлетел подальше и остановился над близлежащим полем, а голубой луч отпустил Уолтерса, тот вспомнил про фотоаппарат и сделал снимок. Ему не удалось заснять гуманоида, но у него был еще один отличный кадр с изображением \”тарелки\”. Гуманоид находился почти под кораблем. Уолтерс заметил, как объект накрыл лучом гуманоида, по-видимому для того, чтобы \”залучить\” его на борт корабля.
В последующие несколько дней Уолтерс снова и снова видел \”тарелки\”. В его голове множество раз звучали голоса, доносившиеся из корабля. Они называли Уолтерса \”Зехасс\” и уверяли, что прилетели специально за ним. Когда корабль зависал близко над землей, Уолтерс фотографировал его. К концу декабря он пришел к выводу, что видеофильм был бы более впечатляющим, нежели фотоснимки. 28 декабря он сделал видеозапись продолжительностью чуть более полутора минут. По утверждению Уолтерса, кроме него объект наблюдали его жена, сын и дочь.
Следующая встреча произошла 13 января 1988 года. Проезжая на автомобиле по сельской местности, Уолтерс был поражен двумя лучами слепящего света, под действием которых в руках появилось покалывание, какое бывает в отсиженной ноге. Онемения или болевых ощущений не было. Впереди, метрах в шестидесяти от машины, на небольшой высоте зависла знакомая Уолтерсу \”тарелка\”. Он хотел развернуться и ехать в обратном направлении, но руки его не слушались. Хотя Уолтерс был не в состоянии поворачивать руль, ему удалось справиться с фотоаппаратом – теперь он не расставался с ним ни днем, ни ночью – и сделать еще одну фотографию НЛО.
Когда НЛО стал приближаться к Уолтерсу, тот вышел из машины – это был небольшой грузовичок – и попытался спрятаться, заползти под грузовик. Но не успел – лучи ударили его по ногам, и они враз онемели. Уолтерс, однако, наблюдал за объектом из своего укрытия и умудрился сделать еще один снимок. Вдруг у него в голове раздался голос, сказавший: \”Мы не причиним тебе вреда. Вылезай\”. Но он опять проигнорировал просьбу или приказание. С корабля в него устремились пять голубых лучей, по ним будто спустились пять гуманоидов и двинулись к Уолтерсу. Оказавшись лицом к лицу с пришельцами и имея в руках фотоаппарат, Эд почему-то не сделал ни одного снимка. Вместо того чтобы фотографировать, он, нецензурно бранясь, поспешно залез в кабину и уехал прочь. Надо полагать, к тому времени ноги и руки его превосходно слушались.
Весь следующий месяц Уолтерс систематически наблюдал и фотографировал НЛО. 21 января, переговариваясь по рации с уфологом по фамилии Рид, устроившим засаду на НЛО в соседнем квартале, Эд передал сообщение, что видит \”тарелку\”. Однако Рид опознал в объекте небольшой спортивный самолет. Уолтерс утверждал, что уфолог просто не туда смотрел.
К концу февраля одна из организаций, занимающихся сбором информации об НЛО, снабдила Уолтерса специальным фотоаппаратом с четырьмя линзами, что позволяло получать трехмерное изображение. Для каждой фотографии этот аппарат делал четыре негатива. Такой метод съемки позволяет собрать разнообразную техническую информацию об объекте, в частности, произвести некоторые измерения. Получив прибор, Уолтерс в тот же вечер сделал новые снимки, точнее, ему удалось запечатлеть какие-то огни. Описывая один и тот же объект, супруги говорили разное: Фрэнсис сказала, что он был маленький и находился на близком расстоянии, а Уолтерс заявил, что объект был крупный, но находился далеко Ни один из снимков по эффектности и живописности не мог сравниться с прежними.
8 марта Уолтерс снова взялся за \”Полароид\”, на этот раз в его распоряжении была модель поновее. Он вновь сумел сфотографировать объект, на этот раз паривший над землей на высоте метров девяносто. Снимки получились куда качественнее, чем те, которые были сделаны более совершенным прибором.
В середине марта Уолтерс с женой обсуждали предложение местной газеты. Им предлагали хорошо оплатить \”охоту за \”тарелками\”, в которой участвовали бы редактор Кук и штатный репортер. Супруги приехали в парк, где в тот момент находились еще несколько любителей, пытавшихся засечь появление НЛО. Через несколько минут внутренний голос подсказал Уолтерсу, что объект вот-вот появится. Уолтерс сделал единственный снимок \”самонаводящимся стереофотоаппаратом, который сам сделал\”. Когда НЛО скрылся из виду Уолтерс обратил внимание на громкие голоса: обсуждали огни, замеченные в небе всеми людьми в парке. Однако никто не видел объект, сфотографированный Уолтерсом.
Бренда Поллак, жена одного из самых ярых охотников за \”тарелками\”, запоздала и, появившись в парке, сообщила, что по дороге видела НЛО. Ученый-физик, состоящий на службе в ВМФ США, которому было поручено исследовать полеты НЛО над Галф-Бриз, рассмотрев снимок, сделанный Уолтерсом в тот день, пришел к выводу, что фотограф направил объектив на юго-запад, то есть в сторону океана. Это было приблизительно то самое направление, где НЛО заметила Бренда Поллак. Ученый нашел вполне вероятным, что Уолтерс запечатлел на снимке корабль, который видела женщина. Он сделал вывод, что в данном случае можно говорить о подтверждении достоверности информации независимым свидетелем.
В мае Уолтерс вновь находился в парке, на этот раз один, со своим стереофотоаппаратом. Вдруг ему послышался слабый шум. Теперь он закричал: \”Я здесь! Я хочу, чтобы вы ушли из моей жизни!\” Тем не менее он снова попытался сфотографировать показавшийся вверху объект, но произошла какая-то ослепительная вспышка, и Уолтерс лишился физических сил, а потом и вовсе потерял сознание. Ему казалось, что он падает в бездну. Он пришел в себя через час на берегу. Это была последняя встреча Уолтерса с НЛО.
В Энциклопедии по НЛО ее автор Джерри Кларк пишет, что \”сайтинги Уолтерсов\” не были локальным явлением. В течение шести месяцев, с ноября 1987-го по май 1988 года, о встречах с НЛО в ГалфБриз и окрестностях сообщили свыше ста человек. Один из очевидцев, помимо Уолтерса, упоминал о \”голубом луче\”.
Поскольку сайтинги были многочисленные и имелись потенциальные подтверждения независимых свидетелей, инцидентами в Галф-Бриз занялись многие исследователи. Представители Уфологического центра имени Хайнека с самого начала были уверены, что имеют дело с подделкой. Во-первых, Уолтерс никак не походил на человека, которого в течение шести месяцев терроризировали таинственные силы. Во-вторых, опыт показывал, что все случаи, когда в руках одного человека оказывалось много фотографий НЛО, якобы сделанных в разное время при последовательных множественных сайтингах, были либо явной фальсификацией, либо не имели доказательств. То же можно сказать о подавляющем большинстве историй о встречах с гуманоидами.
С другой стороны, исследователи из МУФОН были убеждены, что случай Уолтерса – достоверный и наиболее впечатляющий из всех, известных. уфологическому сообществу.
Джерри Кларк в своей Энциклопедии НЛО пишет в защиту Уолтерса: \”Во-первых, трудно определить, какими корыстными мотивами мог руководствоваться Уолтерс. Супруги явно не стремились к паблисити. Напротив, они принимали некоторые меры, желая сохранить свои имена в тайне, хотя редактор местной газеты и горстка соседей -знали, что у них происходит\”.
Это убеждение, которое разделяли многие в окружении Уолтерса, почему-то не вызывало сомнений, хотя на самом деле это выглядит несколько наивно. В считанные дни после первого появления НЛО фотографии Уолтерса наводнили все окрестные газеты. В последующие месяцы он прославился на всю округу. Если человек не хочет привлекать к себе внимания, он не пойдет в газету. Те, кто желает оставаться в тени, легко могут скрыть свою тайну. -то бы Уолтерс ни говорил, он стремился к паблисити.
Далее Кларк утверждает, что, в отличие от многих, Уолтерс не имел денежного интереса. Он явно не учитывает, что альманах \”Паблишерз уикли\” заплатил Уолтерсу только аванс в двести тысяч долларов за будущую книгу. В другой компании Уолтерс получил аванс в сто тысяч долларов за перепечатку его снимков, общая сумма гонорара составляла по договору четыреста пятьдесят тысяч долларов. Так что финансовый интерес в данном случае весьма значительный. За первой книгой Уолтерса последовала вторая, и его гонорары увеличились.
Разумеется, можно предполагать, что Уолтерс получал деньги не в результате обмана – ведь многие исследователи-уфологи были убеждены в достоверности истории и снимков Уолтерса.
Однако есть некоторые обстоятельства, свидетельствующие об обратном. Во-первых, следует рассказать о Томе Смите. Первого января 1988 года подросток Томми Смит рассказал своим родным, что видел НЛО и сделал серию фотографий. Однако через день он признался, что эти фотографии были частью мистификации, задуманной Эдом Уолтерсом.
Кэрол и Реке Сэлисберри, занимавшиеся исследованием этого случая, выяснили, что Уолтерс вручил Тому Смиту ряд фотографий, чтобы тот отнес их в редакцию газеты \”Галф-Бриз сентинел\” и выдал за свои. Смит также рассказывал, что видел в доме Уолтерса две модели НЛО и тот фотографировал одну из них в его присутствии. В сообщении супругов Сэлисберри утверждается, что в мошенничестве Уолтерса участвовали его жена, сын, дочь и еще один подросток по имени Хэнк Боланд.
Поскольку Том Смит был в растерянности, его отец, Том Смит-старший обратился за советом к своему юристу и к начальнику местной полиции. Они совместно пришли к выводу, что лучше всего не предпринимать никаких действий. Так как в Галф-Бриз многие уже знали, что история с фотографиями – розыгрыш, то о них должны были вскоре забыть.
Однако фотографии показали по национальному телевидению, и ажиотаж вокруг сайтинга разгорался день ото дня. Мэр Галф-Бриза собрал пресс-конференцию. Том Смит сделал заявление под присягой и повторил свою историю в беседе с представителями городских властей.
Смит прошел ряд тестов для проверки правдивости показаний. Супруги Сэлисберри записали на магнитофон одно из его интервью, чтобы сделать анализ голоса. В заключении от 10 октября 1990 года эксперт Дейл Келли написал: \”Я анализировал запись речи человека, известного мне как Крис (Том Смит). Разговор касался фотографирования НЛО и поддельности снимков. Вывод таков: \”Крис, утверждая, что фотографии являются поддельными, говорил правду\”.
Аналогичный вывод сделал второй эксперт, проведя анализ другой беседы с Томом Смитом. Оба теста проводились с санкции начальника местной полиции.
Супруги Сэлисберри продолжили свои исследования. От Тома Смита им стало известно, что Уолтер рассказывал своим знакомым, как он ловко подделал снимки НЛО, находясь в Коста-Рике, где фотографировал воздушный шар с горячим воздухом. По словам Смита, Уолтерс гордился тем, что ему удается дурачить исследователей из МУФОН.
Разумеется, публикация рассказа Смита на страницах газеты города Пенсакола \”Ньюз джорнал\” вызвала бурную реакцию уфологов, особенно тех, кто считал случай реальным. Правда, к тому времени модель НЛО уже была обнаружена и многие былые сторонники Уолтерса разуверились в правдивости его истории.
Крег Майерс, штатный корреспондент этого издания, рассказал супругам Сэлисберри, как нашли модель НЛО. Весной 1990 года Уолтерс переехал в другой дом, а прежний был продан новым владельцам по фамилии Мензер. Поскольку в этот дом при старом владельце часто наведывались НЛО, Майерсу было любопытно узнать, продолжаются ли аномальные явления. Встретившись с новыми хозяевами дома, Майерс спросил, не видели ли они каких-либо негативов или моделей и т.п. Мензеры рассказали, что нашли предмет, который был похож на модель НЛО, и передали его в \”Ньюз джорнал\”.
Используя модель, сотрудники редакции сумели воссоздать снимки Уолтерса, которые он опубликовал в своей книге. Правда, Уолтерс и его сторонники впоследствии говорили, что НЛО на редакционных снимках совсем не похож, так как имеет один ряд иллюминаторов, а в книге – два. Но подрисовать второй ряд иллюминаторов не составляет никакого труда!
9 июня 1990 года в интервью корреспонденту \”Ньюз джорнал\” Уолтерс заявил, что в жизни не видел никакой модели, и предположил, что ее, по-видимому, подбросили к нему в дом. Однако отказался пройти испытание на детекторе лжи. Все это было изложено в письменном заявлении Крега Майерса и включено в доклад Сэлисберри.
Но сторонники Уолтерса не унимались. В ответ на статью Майерса в \”Ньюз джорнал\” газета \”Галф-Бриз Сентинел\” развернула кампанию в поддержку Уолтерса. \”Партия Уолтерса\” выпустила релиз, в котором говорилось, что снимки – подлинные, модели он не имел, а Сэлисберри участвуют в заговоре, имеющем целью подорвать доверие к уфологии вообще и к Уолтерсу в частности.
А Уолт Эндрус, международный директор МУФОН, поспешил объявить Тома Смита лжецом. Позднее в прессе появились пояснения Эндруса. Он утверждал, что Том Смит оговорил Эда Уолтерса, так как его родителям, глубоко религиозным людям, претила мысль о реальности НЛО. -то касается модели НЛО, то она хранилась у Эда Уолтерса на видном месте, но не имела никакого отношения к снимкам.
Супруги Сэлисберри, которые в ходе своего исследования проверяли доводы обеих сторон, установили, что родители Тома Смита принадлежали к Епископальной церкви Галф-Бриза и были совершенно равнодушны к проблемам уфологии. Следовательно, их религия не требовала от Тома Смита ложных заявлений.
Что касается модели, то исследователи изначально придерживались такого мнения: если ее было нетрудно обнаружить, то это говорит в пользу Эда Уолтерса. Тот, кто потрудился изготовить модель ради фальсификации снимков, впоследствии уничтожил бы ее или спрятал в надежном месте.
В сентябре 1990 года Сара Ли Мензер сделала следующее письменное заявление: \”Мы (Роберт и Сара Мензеры) переехали в дом в ноябре 1989 года и приобрели новый холодильник, так как прежний владелец (Эд Уолтерс) увез холодильник с собой. В дом была подведена вода для замораживания льда. После переезда у нас было много дел, и мы отложили подсоединение морозильника до 6 марта (1990 года). Для подсоединения холодильника было необходимо перекрыть воду. Поскольку мы не знали, что перекрывается вода вентилем в трубе на заднем дворе, муж пролез на чердак через гараж, чтобы посмотреть, как проложены трубы, и таким образом добрался до стены кухни, где и обнаружил бумажную модель НЛО. В тот момент он просто отложил ее, так как ему было не до этого. В конце концов он позвонил Эду Уолтерсу и спросил, где перекрывается вода\”.
Значит, по одной версии, модель лежала на видном месте, по другой – была найдена в гараже. Однако, если бы Мензер не искал клапан водопровода, то он никогда бы не наткнулся на модель. Мало кому приходится лазать на чердак через гараж.
Казалось бы, на этой стадии дело следовало считать законченным. Однако сторонники Уолтерса продолжали утверждать, что против него существует какой-то заговор.
Кэрол Сэлисберри стала опрашивать тех, кто хорошо знал Эда Уолтерса как любителя розыгрышей. Некоторым он был давно известен как изготовитель \”страшных фотографий\”, которыми пугал подростков, и любитель придумывать истории про НЛО. В частности, такого мнения об Уолтерсе был Том Смит.
Одним из свидетелей, согласных с ним, был подросток по имени Ник Мок. Но словам Ника, Уолтерс всегда увлекался розыгрышами, фотографировал демонов или призраков на своем \”Полароиде\”, используя прием двойной экспозиции, а летом 1987 года рассказывал друзьям, что приготовил \”сногсшибательную хохму\”. Когда они спрашивали, что это будет, он отвечал, что впоследствии все узнают.
Тут же появились обвинения в адрес Ника Мока. В журнале, выпускаемом МУФОН, написали, что он имел столкновения с законом, \”писал мерзкие письма сыну Уолтерса, поцарапал ему автомобиль и сыпал сахар в бензобак\”.
Итак, Кэрол Сэлисберри пришлось выяснять детали биографии Ника Мока, чтобы установить, насколько ему можно доверять. Оказалось, что юноша не имел столкновений с законом, а что касается автомобиля и писем, то его вина никем не доказана.
Он рассказывал, якобы из ненависти к Уолтерсам, о странных вечеринках, которые устраивались у них в доме, но об этих вечеринках могли рассказать и многие другие подростки. Пока сын Уолтерса Дон учился в школе, Эд Уолтерс занимался \”раскруткой\” школьного оркестра. Вполне естественно, что в доме бывали вечеринки.
Однако розыгрыши, практиковавшиеся на вечеринках, и фотографии, которые делал Эд Уолтерс, дают представление о его интересах. Так, однажды на специальной доске при особом освещении таинственным образом проявилось имя одной из присутствовавших девочек. По показаниям нескольких свидетелей, девочка была настолько перепугана, что опрометью бросилась прочь из дома.
Кэрол Сэлисберри собирала все новые и новые данные о развлечениях в семье Уолтерсов. Когда она спросила одну девушку, доводилось ли ей бывать на вечеринках, та ответила: \”Это были не вечеринки, а сеансы. Я – христианка и была оскорблена тем, что там происходило, потому никогда больше на них не появлялась\”. По ее воспоминаниям, на полу была нарисована пентаграмма или звезда, в центр по указанию Эда поставили трех девочек, которых окружали другие гости. Потом сам Эд Уолтерс прочитал 23-й псалом задом наперед, заставив детей повторять за ним. Таким образом вызывался призрак к одной из девочек, которая, по усмотрению призрака, должна была стать \”избранной\”. Далее Эд Уолтерс делал фотографию, на которой рядом с \”избранной\” должен был появиться призрак. Эту историю подтвердили брат девушки и некоторые другие гости. Теперь все они закончили школу, но, как говорят, так и не поняли, каким образом Эд Уолтерс делал свои фокусы. Некоторые выражали удивление, что Дон, живя в доме, над которым то и дело летали \”тарелки\”, никогда про них не рассказывал.
Итак, два подростка. Том Смит и Ник Мок, определенно говорили, что Эд Уолтерс делал фотографии призраков и любил розыгрыши. Некоторые подростки были оскорблены сеансами в его доме, а некоторые охотно участвовали в них. Показания свидетелей во многом сходятся. При этом они вспоминают, что Эд Уолтерс использовал для своих снимков \”Полароид\”, а снимки служили доказательством того, что заклинания подействовали и призрак явился.
Опираясь на рассказы очевидцев, с которыми представители МУФОН (Mutnal UFO Network – \”взаимная уфологическая сеть\”) не потрудились встретиться, хотя им был передан соответствующий список, Кэрол Сэлисберри делает вывод: \”Похоже, что в 1987-1988 годах в доме Уолтерсов происходили вечеринки и собрания маленьких групп. Не всегда пародировались спиритические сеансы, однако на нескольких вечеринках делались фотографии призраков. Большинство опрошенных подростков и их родителей заявляют, что, впервые увидев в газете снимки НЛО, сделанные Уолтерсом, они сразу подумали, что это его очередная мистификация\”.
Сторонники Уолтерса не согласны с этим заключением, аргументируя тем, что Эд Уолтерс успешно прошел испытания на детекторе лжи. Сам Эд Уолтерс пишет, что он четыре раза прошел испытания на детекторе лжи у трех разных операторов и имеет их заключения.
Казалось бы, на этой стадии дело зашло в тупик, и перед нами очередной случай, в котором невозможно установить истину: каждая из сторон остается при своем мнении. К счастью, имеется дополнительная информация, проливающая свет на историю с тестами на полиграфе.
Впервые испытание было организовано Чарльзом Фланниганом. Эд Уолтерс согласился пройти тест, но не явился в назначенный день. Когда его спросили о причине, он объяснил, что просто \”забыл\”. Уолтерс сам организовал два испытания, которые проходили 18 и 23 февраля 1988 года. По-видимому, он просто нашел операторов по телефонной книге. Вот как он объясняет, почему ему понадобились два испытания: \”Я думал, что сразу же получу результат. Однако оператор мистер Маклоглин хотел познакомиться с некоторыми моими рекомендациями, а также выяснить в МУФОН, какая именно информация их интересует\”.
По рекомендации Джерри Блэка супруги Сэлисберри направили заключение Маклоглина на независимую экспертизу. Они обратились в Ассоциацию полиграфов штата Флорида. В письме за подписью президента этой организации, в частности, говорится: \”Совершенно справедливый и беспристрастный анализ невозможен без полных данных испытания\”.
Он также указал, что оператор Маклоглин никогда не состоял в Ассоциации операторов полиграфов штата Флорида, равно как в какой-либо иной профессиональной организации, гарантирующей соблюдение стандартов практики, принципов и этики поведения при проведении испытаний на полиграфе.
Что еще важнее, президент Ассоциации пишет, что тесты, оплачиваемые испытуемым, не рекомендуются. А уфолог Джонс, комментируя неявку Уолтерса на первое испытание и последующее обращение к оператору по собственной инициативе, пишет: \”Представляете себе, в каком затруднительном положении окажется оператор, которому приходится сказать клиенту: \”Итак, сэр, тесты показывают, что вы лжете. С вас двести долларов\”.
Отсюда следует, что тесты, проведенные за свой счет у оператора, не являющегося членом профессиональной организации, значат очень мало.
Но на этом история с испытаниями на полиграфе не кончается. В 1988 году Роберт Эшлер, уфолог-любитель, передал записи двух бесед с Уолтерсом в фирму, занимающуюся анализом голоса на предмет стресса. Судя по всему, этот анализ Уолтерс и засчитал себе за два испытания из четырех, которые, как он пишет, прошел на полиграфе.
В отчете по результатам анализа говорится \”Процесс проведения интервью и обсуждаемый материал не дают эксперту вербального материала в объеме, необходимом для вынесения суждения о правдивости слов интервьюируемого\”.
Выходит, Уолтерс несколько грешит против истины, говоря о четырех испытаниях на полиграфе проведенных тремя операторами.
В какой-то степени Уолтерса можно понять – человек, который смог овладеть вниманием окружающих, бывает склонен к преувеличениям. Однако, говоря об анализе голоса, Уолтерс пишет: \”Остальная часть интервью, по заключению эксперта, не обнаруживает каких-либо реакций, заставляющих его сомневаться в правдивости моих ответов\”. Однако цитата была приведена не полностью, далее следовало: \”Однако интервью не охватывает никаких деталей, ведется в духе общего обсуждения, и, как кажется, Эд Уолтерс охотно разговаривает преимущественно о фотографии\”.
Желая подтвердить свою правдивость, Уолтерс цитирует только те места, где говорится в его пользу, опуская остальное. Это напоминает рекламу театральной пьесы, в которой на афише приводится отзыв известного критика: \”Потрясающе\”, тогда как критик написал: \”Потрясающе скучно!\”
И не раз Уолтерс был замечен в вольном обращении с текстом. Например, он утверждал, что уфолог Реке Сэлисберри видел НЛО, подобные тем, что изображены на фотографиях в его книге. В ответ на это Реке Сэлисберри в заявлении от 6 августа 1991 года поясняет: \”Я никогда не видел и не утверждал, будто видел неопознанные летающие объекты, напоминающие те, что изображены на фотографиях в книге Уолтерса. Я видел лишь модель НЛО, обнаруженную на чердаке старого дома Уолтерсов, и эта модель действительно похожа на некоторые фотографии из книги\”.
Возможно, это недоразумение возникло оттого, что, как Сэлисберри рассказывал на собрании МУФОН в городе Пенсакола, он наблюдал свечение, подобное тому, что запечатлено на фотографиях Уолтерса.
Надо сказать, что в начале 1990-х годов в окрестностях Галф-Бриз было много сайтингов НЛО. Их видели сотни людей и фотографировали десятки.
Однако красное призрачное свечение отнюдь не обязательно указывает на наличие НЛО. Многие, в том числе супруги Сэлисберри, считали, что этот свет исходит от сигнального факела, поднятого в воздух аэростатом. Такие факелы могут запускать железнодорожники или иные службы. На одной из фотографий, имеющихся у уфологов, заметно, как кусок, оторвавшись от основного факела, падает вниз. \”Верующие\” уфологи утверждают, что это \”пионерский\” летательный аппарат отсоединился от \”материнского\” космического корабля.
На одном из заседаний МУФОН, проходивших в штате Нью-Мексико в июле 1992 года, было зачитано специальное заявление директора этой организации, в котором эта версия опровергается на том основании, что подобные действия противоречат закону, поскольку опасны: если кусок факела оторвется и упадет на жилой район, может возникнуть пожар. Странно, что люди, поддерживающие явно фальшивую версию Уолтерса, не допускают возможности какого-либо явления только потому, что оно незаконно.
Итак, противники Уолтерса собрали против него множество косвенных улик, какими можно считать его склонность к розыгрышам, умение делать фотографии с причудливыми эффектами, сомнительные результаты испытаний на полиграфе и анализа голоса. Но непоколебимые приверженцы Уолтерса упорно утверждали, что косвенных улик недостаточно, и требовали неопровержимых доказательств подделки.
Окончательный вывод можно сделать, исследовав фотографии, которые Уолтерс якобы делал на протяжении шести месяцев. Некоторые считали: если доказать, что хотя бы одна фотография сфабрикована, можно считать фальсификацией и остальные. На мой взгляд, это мнение верно. Если человек сделал девятнадцать подлинных фотографий, зачем дополнять их двадцатой – поддельной? Он и с девятнадцатью снимками займет лидирующее место, за исключением контактеров, имевших \”прямой контакт\” с пришельцами.
Доказано, что по меньшей мере одна фотография Уолтерса, а именно фотография N19,- поддельная. Этот снимок сделан, по утверждению Уолтерса, из грузовика, на нем отчетливо видны капот автомобиля, участок дороги и НЛО. На этой фотографии запечатлены также потемневшее небо, кромка леса и некоторые другие объекты, явно снятые в сумерки. Несколько незаинтересованных специалистов по фотографии признали этот снимок поддельным.
Еще в самом начале ажиотажа вокруг Уолтерса Боб Бойд предупреждал МУФОН, что некоторые фотографии, в частности N 19, – поддельные. В марте 1988 года он писал: \”На фотографиях имеются несоответствия, заставляющие серьезно усомниться в их подлинности. Одним из примеров может служить фотография, на которой изображены шоссе 191 (N 19, где НЛО парит в небе над дорогой) и объект, находящийся в нескольких футах над землей. Отражение на асфальте не совпадает по физическим параметрам с тем, какое должен иметь подобный объект\”.
Рей Сэнфорд, рассмотрев увеличенный фотоснимок, опубликованный в книге Уолтерса, заметил, что в капоте отражаются деревья, но отсутствует отражение НЛО, что весьма странно, учитывая, что НЛО был окружен кольцом света и имел ряд иллюминаторов. Даже если световое кольцо было расположено слишком низко, свет от иллюминаторов должен был отражаться в капоте\”.
Наиболее исчерпывающее заключение о фотографии N 19 было дано доктором Джеймсом Хайзером. Его окончательный вывод гласит: \”НЛО не был запечатлен, а сама фотография получена посредством множественной экспозиции. По мнению эксперта, выполнившего данное исследование, если бы объект типа НЛО был реальным, отражение куполообразного источника света, имеющееся на вершине объекта, имелось бы на капоте грузовика, однако оно отсутствует\”.
Этот довод должен убедить самых ярых приверженцев гипотезы о появлении НЛО в городе ГалфБриз, что они попались на удочку Уолтерса, что объекты, принимаемые ими за НЛО, были попросту сигнальными факелами. Однако если и этого им мало, я могу привести еще одно доказательство – объяснение, которое Уолтерс первоначально представил в газету \”Галф-Бриз сентинел\”. В этом первом письме говорится. \”Я не хотел показывать фотографии, но жена убедила меня передать их вам. Я сидел за ужином, когда НЛО промелькнул вдалеке и скрылся. Знаки (или окна?) в верхней и нижней части были выстроены в ряд вдоль ребра, на одинаковом расстоянии друг от друга. От объекта не исходило каких-либо лучей. Он никак не напоминал всю эту ерунду из \”звездных войн\”, он был неблестящий, голубовато-серого цвета\”.
Как можно заметить, в этом заявлении многое не сходится с историей, впоследствии рассказанной Уолтерсом. Помните, Уолтерс говорил, что он находился один у себя в офисе, а не ужинал вместе с женой. В его позднейшей истории объект находился рядом. Примечательно также, что в первом варианте рассказа подчеркивается отсутствие пресловутых лучей.
Как пишут в своем докладе супруги Сэлисберри, упоминание об отсутствии лучей \”представляется очень важным. Когда Эд Уолтерс узнал, что в сайтингах миссис Зэммит, описанных в прессе (эти сайтинги происходили приблизительно в то же время), фигурировал голубой луч, этот луч тут же появился в его истории и даже на фотографиях\”. Во всяком случае в первом докладе МУФОН от 7 декабря Уолтерс говорил об отсутствии лучей.
Возможно, читателю кажется, что дополнительные факты, опровергающие версию Уолтерса, напоминают удары по телу уже сдохшей лошади, но я позволю себе процитировать Роберта Бойда: \”Голубой луч появился только во втором докладе МУФОН, датированном 25 января 1988 года… Теперь Эд Уолтерс указал, что в первом докладе была упущена существенная деталь – \”в мою сторону был направлен голубой луч, который подхватил меня и поднял над землей\”. Но дата первого появления голубого луча на фотографии (N11) указана мистером Уолтерсом – 2 декабря. В связи с этим просматриваются две возможности: 1) Эд лгал, составляя первый вариант материалов для доклада МУФОН; 2) он лгал, датировав фотографию N11 2 декабря. В любом случае лживость его утверждений доказана\”.
Во время своих исследований я сделал вывод: если свидетель начинает менять показания, это дает серьезные основания считать, что его история – вымысел. Если свидетель начинает добавлять в свою историю новые детали – вроде голубого луча в случае с Уолтерсом, – можно предположить, что это выдумка. Этот довод должен быть и является последним в списке тех, что опровергают версию Уолтерса.
Остается отметить лишь особенность уфологических исследований 1990-х годов. Мы научились вести детальное и логичное исследование, что можно проиллюстрировать работой супругов Сэлисберри, которым помогал Джерри Блэк. Они опросили десятки потенциальных свидетелей, проверяли и перепроверяли информацию, используя все доступные им средства, чтобы докопаться до истины.
С другой стороны, нашлись люди, которые предпочли не доискиваться правды, а избегать ее, даже когда ложь стала вполне явной. Это другая характерная черта уфологии образца 1990-х. Они руководствовались принципом: если информация против тебя, нападай на того, кто ее сообщил. Так Том Смит попал в лжецы, хотя против него не было никаких доказательств. Ника Мока объявили преступником, хотя он никогда не имел проблем с законом. И далее, вопреки всякой логике: фотография N 19 может быть поддельной, но это не опровергает аутентичности остальных снимков.
Эд Уолтерс был записным мистификатором, изготовлял на своем \”Полароиде\” фальшивки, используя прием двойной экспозиции. А то, что он дурачил подростков, позволяет сделать вывод, что он применил тот же трюк, чтобы одурачить любителей сенсаций.
Итак, мы можем подвести итог: Эд Уолтерс благодаря одному из своих розыгрышей оказался в центре внимания, и ему это понравилось. То, что рассказы о сайтингах были вымышленными от начала до конца, нимало его не тревожило. Его имя стали печатать крупным шрифтом на первых страницах газет, и ему не хотелось сдавать столь выгодную позицию. Но факт остается фактом: его история – поддельная.
Рэндл К. Летающие тарелки – правда или вымысел/Пер. с англ. О. Кутуминой. — М: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 208 с.- Серия \”Таинственный мир\”.