Непроизвольные мускульные движения, часто приписываемые воздействию сверхъестественных сил. Явления автоматизма охватывают практически все виды физической активности. Но в первую очередь под этим понимается письмо, рисование, живопись, речь, игра на различных музыкальных инструментах, сочинение музыки, танцы, пение.
Автоматизм приписывался воздействию духов или божественных сил с незапамятных времен, когда практически любая активность, проявляемая человеком помимо его воли, считалась «даром небес».
В период расцвета Спиритизма прямые проявления автоматизма (то есть без присутствия медиума-человека) вызывали сенсацию, однако в то же время события такого рода зачастую оказывались на поверку обыкновенным обманом. Многие медиумы ставили своей целью получение бессознательных записей и рисунков под влиянием потусторонних сил, но почему-то все эти сеансы проходили в полной темноте.
Исследователи далекого прошлого старались найти в автоматизме аргументы в пользу существования загробной жизни. Впрочем, по большей части почерпнутая таким образом аргументация не представляется убедительной. Наиболее распространенная в настоящее время точка зрения на данную проблему заключается в том, что в большинстве случаев автоматизм позволяет извлекать информацию, которую человек забыл или старался держать в секрете, будучи в обычном состоянии. Очень редко явления автоматизма можно объяснить исключительно «воздействием духов».
Самой распространенной формой автоматизма является бессознательное письмо. На втором месте (по степени распространения) стоит бессознательное рисование. В последнем случае речь идет о том, что индивидуума, не отличавшегося ранее особыми способностями к живописи, вдруг охватывает страстное желание рисовать или писать картины. Он вдруг начинает делать это в профессиональной, отличной от других манере. Такие люди утверждают, что ими руководят «духи», и даже якобы чувствуют, как невидимая рука водит их собственной рукой. В некоторых случаях специалисты узнают в творениях, созданных бессознательно, манеру того или иного уже умершего мастера кисти. Среди других разновидностей автоматизма следует упомянуть импульсивное поведение, спонтанное подавление рефлексов и внезапную физическую немощь. Среди проблем, связанных тем или иным образом с автоматизмом, можно назвать ощущения принуждения, различного рода мании и одержимость.
Явления сенсорного автоматизма (речь идет о спонтанных действиях, спровоцированных внутренним голосом или видениями) могут включать в себя наблюдение привидений, галлюцинации, сны наяву, инспирирование. Когда-то считалось, что галлюцинации обусловлены физическими расстройствами, однако Эдмунд Герни, основатель Общества Психических Исследований (ОПИ) в Лондоне, изучавший психические явления, установил, что паранормальные видения и звуки могут возникать у человека и в отсутствие таких расстройств.
Отрывок из первой главы книги Лоры Найт-Ядчик «Высокая странность«:
Есть две основных теории о принципе работы доски Уиджа. Первая — автоматизм. Считается, что принцип автоматизма лежит в основе лозоискательства, маятников, автоматического письма, перемещения стола (в ответ на заданный спиритистом вопрос) и прочих объектов якобы спиритическими силами. Это означает, что, хотя участники [спиритического сеанса] и не замечают, что сами ответственны за перемещение указателя, его перемещение всё же исходит от них. Сознательные или неосознанные ожидания могут подавать сигналы на нервные окончания и вызывать едва заметные движения пальцев, дающих тем самым «ответ». Принцип использования «говорящей доски» также можно объяснить теорией автоматического письма, согласно которой подобные сообщения приходят из сознательного или бессознательного медиума. В этом контексте «говорящая доска» позволяет лишь обойти сознательный разум медиума и представляет собой кратчайший путь между бессознательным и нервно-мышечной системой. «Коллективный автоматизм» имеет место, когда доска Уиджа управляется более чем одним человеком.
Таким образом, мы видим, что с психологической точки зрения автоматизм временно позволяет бессознательному контролировать какую-либо часть тела без вмешательства сознания в состоянии нормального бодрствования. В то же время автоматизм «разрешает» разуму осознанно проверять обратную связь и наблюдать в реальном времени за происходящим, позволяя тем самым процессу ченнелинга оставаться в рамках экспериментального протокола.
Некоторые «эксперты» полагают, что здоровое бессознательное — это ключ к психической самозащите, так как неосмотрительная попытка «открыть двери» бессознательному способна вызвать психозы у некоторых людей. У меня на этот счёт немного другое мнение. Я не думаю, что подобный обход сознающего разума может «вызвать» психоз. Я полагаю, что это скорее может выявить и без того уже существовавшую патологию, которая — как показал бы тщательный анализ — была причиной множественных телесных симптомов и жизненных проблем того или иного индивидуума на протяжении длительного периода времени.
Вопрос о том, способно ли использование доски Уиджа, или любого другого инструмента доступа к бессознательному, «вызвать» одержимость, напоминает проблему курицы и яйца. Умозаключения доктора Болдуина по этому вопросу были лишены всякой логики, несмотря на их рациональность во многих других вопросах. Признаки, описываемые доктором Болдуином, свидетельствуют о том, что состояние «одержимости», возможно, уже присутствовало в данном индивидууме, и обход сознательного мышления лишь позволил ей «высказаться» и тем самым обнаружиться. Однако это ставит нас перед целым рядом новых проблем. Очевидно, что никому, кто не имеет опыта в «изгнании духов», никогда нельзя открывать эту дверь [в бессознательное]. Кроме того, тому, кто не знаком с этими методами и не имел возможности тщательно их изучать и применять на практике, никогда не следует ни при каких обстоятельствах пытаться заниматься ченнелингом! В противном случае можно накликать на себя беду. (Это, конечно, поднимает очевидный вопрос о том, почему «ченнелинг» стал таким популярным «видом спорта» в наши дни.)
Согласно теории спиритизма, переданные сообщения однозначно принадлежат бестелесным духам и прочим эфирным сущностям, контакт с которыми устанавливается с помощью доски Уиджа. Тем не менее даже эта концепция, или, точнее говоря, принцип её действия, зависит от теории автоматизма. Согласно этой теории, бестелесный дух способен соединиться с человеком, использующим доску Уиджа, через его подсознательное или бессознательное и взять контроль над его идеомоторными реакциями, обходя сознательное мышление и приводя в движение «планшетку» посредством стимулирования нервных импульсов. Эта теория постулирует, конечно же, что по окончании коммуникации бестелесный дух покидает медиума — и всё замечательно. Однако имеющиеся данные указывают на то, что при отсутствии определённых знаний и определённых мер предосторожности бестелесный дух не покидает медиума! Он лишь возвращается в свободное пространство энергетического поля «хозяина» и затихает, продолжая, однако, вытягивать из человека жизненную силу.
Одна из самых интересных теорий была развита Барбарой Хонеггер, которая якобы стала первым человеком в США, получившим учёную степень в экспериментальной парапсихологии. Хонеггер пришла к заключению, что автоматизм — это результат «стимуляции» правого полушария мозга, позволяющей ему преодолеть подавление левого полушария. Тем не менее психологам всё ещё не совсем понятно, что вызывает это стимуляцию. Мои попытки узнать больше о её исследованиях также остались безуспешными.
Китайцы, по всей видимости, начали первыми использовать спиритический автоматизм в форме «пишущей планшетки», названной «чи». Это была своего рода пишущая «волшебная лоза». Говорили, что духи спускались в неё и приводили её в движение, чтобы передать по буквам сообщения богов, появлявшиеся на бумаге или на песке.
Складывается такое впечатление, что все «примитивные», или дописьменные культуры использовали ту или иную форму кодированной коммуникации между миром духов и миром живых. Этот феномен был, по-видимому, широко распространён в древности и исчез лишь с появлением монотеизма около 1000 года до нашей эры. В шестом веке нашей эры было известно, что фракийские культы Диониса использовали шаманов в роли трансовых медиумов с целью общения с духами, или так называемыми «theoi» (богами) — бестелесными бессмертными существами со сверхчеловеческими силами.
…
После работы с привязанными духами у меня (как у гипнотерапевта) оставалось много вопросов. Я уже упоминала мои предположения о том, что подобные «духи» были всего лишь фрагментами личности того или иного индивидуума — подобно изолированным зацикленным контурам головного мозга, появившихся в результате травмы или стресса. Встретившись с трудностями, индивидуум, возможно, оказался в нарциссическом состоянии иллюзии, которая отпечаталась в памяти его мозга. Когда же он вернулся из этого шокового состояния, чтобы снова предстать перед реальностью, но при этом не разрешил саму психическую проблему, последняя могла оказаться запертой в своего рода мозговом «картотечном ящике», лишь ожидая своей произвольной и неосознанной активации в результате электрической или нейрохимической реакции в мозге. То же самое можно сказать и о так называемых воспоминаниях о прошлых жизнях: это могли бы быть всего лишь самостоятельно созданные воспоминания, появившиеся в результате стресса от возвращения из нарциссического состояния иллюзии. Подобные воспоминания могут появиться в результате автоматизма, или когда сознающий разум «отходит на второй план», как, например, во время ченнелинга в состоянии транса. С этой точки зрения обычную психотерапию также можно рассматривать как ченнелинг.
Осознанный ченнелинг более проблематичен, так как он подразумевает патологическое состояние, в котором привязанные духи или множественные личности могут играть определённую роль. В подобных случаях «альтер» эго, будучи либо альтернативной личностью, либо привязанным духом, имеет сильную и укоренившуюся позицию, позволяющую ему иметь намного более сильный контроль над телом индивидуума, чем при автоматизме или трансе.
…
Некоторые так называемые «эксперты» говорят, что в «ченнелинге духов» нет ничего плохого, однако при использовании доски Уиджа, автоматического письма или даже ченнелинга в состоянии транса возможно вступить в контакт лишь с сущностями «низшего уровня». Они обосновывают это совершенно нелогичное утверждение тем, что «никакой дух высокого уровня, никакой вознёсшийся мастер» или дух-покровитель никогда не опустился бы до того, чтобы злоупотреблять письменными или речевыми способностями другого человека — живого или умершего». Позвольте мне уточнить: согласно их представлениям вполне нормально заниматься вышеописанным, пока вы называете себя «медиумом». Если же вы считаете себя «ченнелером» или начинаете использовать экспериментальные протоколы, позволяющие вам в любой момент оставаться под собственным сознательным контролем, тогда по определению вы можете вступать в контакт лишь с «низшими сущностями»? Очень оригинально и в высшей степени невежественно.
В противоположность приведённому выше «мнению эксперта» частью моей гипотезы — и это базируется на моих многолетних исследованиях — является то, что во всей истории ченнелинга продолжительный контакт с настоящими высокоуровневыми источниками происходил очень редко, если вообще. (По крайней мере, с теми источниками, которые в моих глазах действительно находятся на более высокой ступени существования.) Таким образом, никто «не говорил по-настоящему на этом языке». Было абсурдным думать, что, учитывая текущие условия человеческого существования, кто-то из нас мог бы просто начать «ченнелинг», получить и перевести переданную информацию, с которой он никогда не сталкивался прежде.
Всю книгу вы можете прочитать совершенно бесплатно тут.