Информация об этом странном явлении, наблюдавшемся тихим майским вечером 1964 года над Байкалом, долгие годы надежно хранилась в секретных архивах советских спецслужб. А люди, волею случая или в связи со служебной необходимостью ставшие свидетелями странного явления, лишь совсем недавно получили право поведать о нем миру.

Огненные шары Байкала

Заступившей на дежурство смене зенитно-ракетного дивизиона, расположенного в 30 километрах западнее города Улан-Удэ, вечер 17 мая 1964 года не предвещал ничего плохого: обычные армейские будни с периодическим прохождением контроля да выверенными докладами операторов радарных установок. Примерно в 21 час по местному времени экипаж одного из зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) доложил на командный пункт дивизиона о том, что над озером Байкал зафиксировано надвигающееся багровое зарево. В своем следующем сообщении, переданном через десять минут, старший офицер экипажа уведомил, что видит горящую тайгу на восточном байкальском берегу. В это время военнослужащие уже всех комплексов дивизиона имели возможность наблюдать, как пурпурная, переливавшаяся матовыми бликами пелена захватывает все новые участки вечернего неба, довольно быстро перемещаясь в восточном направлении.
В 21 час 20 минут в радиоэфире появились сильные помехи, и вскоре связь между подразделениями дивизиона можно было осуществлять только по обычному проводному телефону.

Первым «это» увидел старший сержант Николай Рахматуллин, о чем немедленно сообщил командиру.
Со стороны северо-западной оконечности Байкала из-за горизонта медленно выплывал огненный шар, по размерам напоминавший полуденное солнце. Он находился в самом центре охряной пелены. Создавалось впечатление, что шар живой – он пульсировал, едва уловимо меняя окраску от ярко-красного до темно-багрового оттенков. Около 22 часов кровавый туман, источником излучения которого, как можно предположить, был загадочный шар, превратился в интенсивные огненные сполохи, охватившие и небо, и тайгу. В это время от командира дивизиона поступила команда всем офицерам и солдатам – надеть индивидуальные средства защиты и приступить к измерениям радиационного фона и химического состава воздуха на территории, где размещалась часть.

В 22:30, когда пламенеющее марево достигло расположения дивизиона, командир приказал подчиненным немедленно укрыться в герметичных кабинах ЗРК и включить автономные системы жизнеобеспечения. Едва поставленная задача была выполнена, как аномалия накрыла позиции армейского подразделения.
По воспоминаниям очевидцев, внезапное чувство страха и подавленности охватило военнослужащих. У многих из них начали болеть голова, суставы и живот. У некоторых открылась диарея. Тут же по стеклам наглухо задраенных окон кабин заплясали огненные сгустки, похожие на языки пламени.
Лишь только в половине четвертого утра туман рассеялся, огненный шар исчез на востоке за горизонтом, и одновременно с этим экипажи ЗРК почувствовали облегчение.

Тем временем свидетелями инцидента стали обитатели десятков населенных пунктов, расположенных по берегам Байкала. Так, житель поселка Большие Коты Степан Пустовалов рассказал, что примерно за два часа до появления таинственного тумана живность, гулявшая во дворе его дома, спряталась в сарае, а собака, сорвавшись с цепи, вбежала в избу и забилась в угол между диваном и шкафом. Илья Мохначев из села Бугульдейка вспоминал, что в первые мгновения, когда появилось красное марево, в их доме вдруг замолчало радио и загорелась электропроводка.

Многие жители поселка Давше, с интересом рассматривавшие плывший по небу огненный шар, заметили языки пламени на крышах домов, что вызвало у сельчан немалый переполох. К счастью, это была лишь видимость пожара. В Горячинске с появлением на небе некоего странного «раскаленного объекта» отказала вся имевшаяся в наличии автомобильная техника: 12 тракторов, 10 грузовых машин, немецкий трофейный мотоцикл и легковой автомобиль председателя колхоза.
Кроме этого, практических во всех населенных пунктах, прилегающих к Байкалу, в ночь с 17 на 18 мая того года отмечались перебои в электроснабжении и нарушение телефонной связи, не работал телеграф. В ряде поселков поднялась настоящая паника: кто-то посчитал, что горит тайга, некоторые передавали друг другу слухи о начавшейся войне. В ту беспокойную ночь никто так и не смог объяснить напуганным жителям, что же происходит на самом деле. Но наиболее любопытным, как позже стало известно, было то, что в таком крупном городе как Иркутск, который попадал в зону распространения огненного тумана, тот так и не появился.

Майор запаса Георгий Михайлович Гундарин, в 1964 году – старший лейтенант, служивший в дивизионе и имевший возможность лично наблюдать аномалию, впоследствии сумел собрать о ней некоторые сведения. Как выяснилось, на протяжении XX века эта аномалия отмечалась в разных уголках нашей планеты несколько раз. Так, первое упоминание о красном тумане датируется 1904 годом, когда в Атлантике команда парохода «Могикан», плывущего в Филадельфию, вначале увидела в небе большой серый шар со светящимися пятнами, а затем выпущенное из него огромное огненное облако. Вскоре оно окутало корабль, команда которого могла только в смятении метаться по палубе.

В 1957 году эскадрилья американских стратегических бомбардировщиков попала за полярным кругом в область тумана рубинового цвета. Навигационное оборудование тогда вышло из строя, что едва не привело к падению одного из самолетов.
В сентябре 1975 года жители Марселя стали свидетелями того, как горит вода: все городское побережье со стороны моря в течение полутора часов было окутано огненной пеленой. Незадолго до этого в небе над горизонтом появился светящийся шар, который вскоре рассыпался на множество мелких сверкающих осколков.
Группа советских геологов, работавших летом 1980 года в районе реки Подкаменная Тунгуска, наблюдала на
северо-востоке бурлящую огненную лаву, из которой, по воспоминаниям очевидцев, вырывались языки пламени, похожие на солнечные протуберанцы.
2 марта 1984 года над районом Рапла Эстонской ССР возник шарообразный сгусток огня, изливавший на окрестности свое свечение. У жителей населенных пунктов, расположенных в радиусе 60 километров, создалось ощущение, что горит лес. Были даже вызваны пожарные машины, которые так и не обнаружили очагов возгорания.

На природу происхождения огненных шаров и красного тумана у современных исследователей не существует единой точки зрения. Некоторые ученые считают, что шар – это плазмоид, электромагнитный сгусток, образующийся в атмосфере под воздействием солнечного ветра. Другие объясняют подобные атмосферные катаклизмы особенностями оптических свойств воздуха, который, преломляя солнечные лучи, проецирует изображение светила и связанного с ним пламенеющего заката на определенные участки планеты в непривычное время суток. Для третьих шар – еще неизученная форма шаровой молнии.
Однако в наши дни появился целый ряд довольно оригинальных новых гипотез.
В частности, сотрудник Сибирского отделения РАН Василий Андреевич Кропочев полагает, что и сами светящиеся шары, и сопутствующий им огненный туман есть следствие мощных геомагнитных выбросов из недр планеты, которые возникают в результате подвижек тектонических плит.

Уфолог из Иркутска Дмитрий Прыткое, занимавшийся «байкальским чудом» 1964 года, уверен, что подобная аномалия непосредственно связана с проблемой внеземных цивилизаций. По мнению Д. Прыткова, шары представляют собой особую – плазменную – форму жизни, существующую в околозвездных участках Галактики с очень высокими температурами. По невыясненным причинам эти «живые плазмоиды» оказались на нашей планете. С мнением иркутского уфолога согласен и Г.М. Гундарин, по словам которого, чудо, увиденное им на Байкале в годы молодости, совсем не походило на привычные природные явления и, скорее всего, обладало неким, недоступным для понимания человека, разумом.
Тайны ХХ века

0 Comments

No Comment.