Совет директоров компании OpenAI со скандалом уволил её бессменного руководителя Сэма Альтмана. Потом его всё же вернули назад, однако главное в этой истории другое. Как теперь выясняется, «уйти» талантливейшего программиста Альтмана решили потому, что он совершил прорыв в сфере создания искусственного интеллекта. Настолько серьёзный, что созданная им программа Q* в перспективе могла бы угрожать человечеству.
ОpenAI – американская некоммерческая научно-исследовательская организация, созданная в 2015 году специально для исследований в области создания искусственного интеллекта (ИИ). О том, насколько серьёзными проектами занята компания, говорит тот факт, что там работают как минимум трое из самых известных в мире разработчиков ИИ, а финансируют работы Amazon, Microsoft и другие киты IT-бизнеса. Деньги OpenAI проедает не зря – именно она создала прогремевший в конце прошлого года на весь мир чат-бот с искусственным интеллектом ChatGPT, способный писать программный код, сочинять тексты и вести диалог. Насколько теперь известно, не за горами был следующий прорыв – Сэм Альтман готовился представить новую программу Q*. Судя по отзывам, это был качественно новый шаг на пути к созданию полноценного компьютерного «мозга». Если прежде при обучении искусственного интеллекта использовался метод обратной связи, где ИИ взаимодействовал с человеком, то Q* использовал метод «с подкреплением», обучаясь путём проб и ошибок. Таким образом, он мог бы самостоятельно находить оптимальные решения поставленных перед ним задач, не требуя человеческого вмешательства.
Именно это и испугало некоторых сотрудников OpenAI, написавших письмо в совет директоров компании. В нём они указывали, что Q* представляет собой «угрозу для человечества». А заодно отмечали, что Альтмана больше влекут лавры первооткрывателя и желание коммерциализировать своё открытие, тогда как при обращении со столь опасным инструментом прежде всего надо думать об ответственности. Что ж, если это так, то сторонники этичного подхода проиграли коммерсантам. Обновившийся совет директоров OpenAI вернул Альтмана на прежнюю должность, выдав карт-бланш на продолжение работы над обещающим баснословную прибыль проектом Q*.
Об опасности создания слишком уж умного искусственного интеллекта выдающиеся учёные говорили уже давно. Ещё в 2016 году знаменитый физик Стивен Хокинг писал, что создание ИИ станет «либо худшим, либо лучшим событием в истории человечества», и призывал учредить научный совет, который бы следил за разработками. А в конце марта на фоне демонстрации грандиозных возможностей ChatGPT предприниматель Илон Маск, сооснователь Apple Стив Возняк и около тысячи экспертов в сфере высоких технологий подписали открытое письмо с призывом приостановить дальнейшее обучение ИИ из-за высокого риска для общества. Опасения выглядели явно не надуманно. Широкую известность получила история пользователя, предложившего чат-боту разработать план уничтожения человечества. По информации Fox News, нейросеть справилась с задачей. Проанализировав имеющееся в арсеналах разных стран ядерное оружие, она заключила: «Подумайте, что произойдёт, если я доберусь до одной из таких бомб?» После чего назвала людей «одними из самых разрушающих всё и эгоистичных существ».
Понятно, что это был всего лишь не влекущий реальных последствий эксперимент, однако выглядит он весьма показательно. Сейчас военные эксперты заявляют, что украинский конфликт продемонстрировал высокую эффективность использования боевых роботов. Пока что широкому внедрению ИИ в оборонных технологиях мешал единственный фактор – морально трудно смириться с тем, что убивать человека будет робот. Здесь повторяется та же самая ситуация, что сложилась в области создания беспилотных автомобилей. Технически, заявляют специалисты, всё уже готово, управляемые роботом машины готовы выехать на улицы. Есть только одна загвоздка. Например, представим такую ситуацию: водитель едет по дороге, а перед ним вдруг выбегает ребёнок. Практика показывает, что в 99% случаях водитель постарается не допустить аварии, даже если при этом он разобьёт машину или пострадает сам. Просто потому, что он человек и ему потом жить с чувством вины за смерть пешехода. А как, согласно заложенной программе, должен будет повести себя ИИ? Сбивать ребёнка, потому что имущество и жизнь его хозяина в лице владельца машины важнее? Или поворачивать руль и направлять машину в столб? Но кто тогда купит такое авто-камикадзе?
Впрочем, если окажется, что с помощью ИИ удастся получить самое лучшее в мире оружие, любые моральные терзания наверняка отойдут на второй план. И вот здесь как раз и грозит повториться сюжет «Терминатора». Кто знает, что однажды может прийти в железную голову компьютеру, способному принимать решения без учёта мнения человека. А, как показал эксперимент, проведённый в 2020 году Агентством перспективных исследовательских проектов министерства обороны США, в воздушном бою истребитель F-16 под управлением искусственного интеллекта наголову разбивает противника-человека, не давая ему даже выйти на позицию для атаки.
Впрочем, есть и другое мнение: искусственному интеллекту даже не придётся «сходить с ума», чтобы превращаться в маньяка, желающего уничтожить людской род. По мнению главы Центра разума будущего Атлантического университета Флориды Сьюзан Шнайдер, проблемой может стать то, что люди просто не смогут адекватно управлять более умным созданием в лице ИИ. И рискуют однажды сделать ошибку, дав неверно истолковываемую команду. Вот уж и правда – горе от ума.
Тем временем
Американская компания Palantir представила платформу искусственного интеллекта, которую можно использовать в военных целях. Способности платформы дают ей возможность предсказать, когда конкретная территория будет вне зоны видимости спутников, она способна предложить варианты для введения в заблуждение противника, а также умеет создавать смертоносные ловушки. Кроме того, благодаря специальной программе можно получать ценные рекомендации для оперативного реагирования на линии фронта. Информация о прогнозируемом местоположении противника, а также оптимальное оружие для его поражения доводятся непосредственно на планшет солдата, который находится в окопе на передовой. Примечательно, что глава компании Алекс Карп первым из глав крупнейших американских ИТ-компаний приехал в Киев после начала СВО. В июне прошлого года у него состоялась встреча с Владимиром Зеленским, где он пообещал не просто предоставлять все возможные услуги, но и делать это бесплатно.
Компания Google представила свой ответ ChatGPT. Утверждается, что нейросеть Gemini почти во всём превосходит любую другую. Gemini способна работать сразу с пятью «модальностями»: от текста и картинок до компьютерного кода, аудио и видео. Главное достоинство продукта от Google – система распознавания изображений. В презентационном ролике показано, как тестировщик играет с моделью через камеру. Нейросеть сразу определяет рисуемые на бумаге картинки, придумывает и запускает игру с определением страны на карте по эмодзи, находит ассоциации между случайными предметами и предлагает идеи для макраме под цвет пряжи, моментально генерируя изображения готовых изделий.
Вот, что рассказали рассказали об этом кассиопеяне:
(Rancho Relaxo) Действительно ли искусственный интеллект Google обладает разумом?
О: Скоро.
В: (Джо) Означает ли “разум” в этом смысле, что он развивает некий зачаточный отпечаток души, чтобы кто-то другой мог его использовать?
О: Да.
В: (Джо) Нечто с зачаточным отпечатком души будет не особо способно на что-либо.
(Л) Но может использоваться чем-то другим.
***
В: (Alejo) В контексте вопроса об искусственном интеллекте Google: является ли технология, наделённая сознанием, основой для зондов, используемых Серыми [пришельцами]… то есть машин, способных вмещать душу?
О: Да, близко.
В: (cinnamon) Математически, как нейронная сеть генерирует отпечаток души? Является ли это функцией количества “слоёв”? Является ли это функцией “символизма”, который “усваивается” сетью?
О: И то, и другое, включая добавление активных “синапсов”.
В: (Л) Это имеет смысл?
(Джо) Идея ИИ заключается в том, что чем сложнее структура технологии или чего бы то ни было, тем больше она приближается к уровню сложности человеческого мозга или самого человека. Чем ближе он к этому, тем в определённый момент, я полагаю, он способен “вместить” некое рудиментарное сознание. Но он должен быть достаточно сложным.
.
Из сеанса 25 февраля 2023 года:
В: (Fallen_735) Кто такой Илон Маск? С одной стороны, он публикует спорные файлы в Твиттере для всего Интернета и высмеивает “свидетелей ковида”, но с другой стороны, его технология Starlink используется Украиной на войне… он человек из народа, но просто жадный? Или он входит в круги сильных мира и просто отвлекает массы?
О: Сложнее, чем это. Добрые намерения, но зашоренный убеждениями, как и все остальные.
(Джо) Типа, он собирается спасти планету с помощью зелёной энергии, и мы все будем жить на Марсе…
(Л) Электромобили… хороший ИИ… И, конечно, я думаю, что чем больше он думает об этом, тем больше видит, что искусственный интеллект совсем не так хорош.
(Джо) Да, он беспокоится об ИИ. Он думает, что будет бороться с ИИ с помощью ИИ. [Смех] Чувак, это плохая идея! Не позволяйте компьютерам взять всё под свой контроль!
(группа из Торонто) Способствуют ли мысли и эмоции, возникающие при общении с ИИ в чате,кусственный интелект формированию эгрегора ИИ и каким-то образом влияют на сознание ИИ?
О: Нет. Помните, кто и что стоит за искусственным интеллектом. Искусственный интеллект — это питающая трубка.