Долгие годы ученые ищут “старообрядческую утопию” — Беловодье. По преданиям, край, где царят справедливость и “вера предков”, находится где-то на Дальнем Востоке.

Славянская легенда о рае Беловодье

В стародавние времена Беловодье представлялось нашим предкам раем. Они называли его «ирием» — волшебным краем без холодов. Именно туда по легендам на зиму улетали птицы. Но вместе с тем бытовала и другая легенда. Согласно ей, славянский рай находился под землей, и в нём жили змеи. И змеи, и птицы считались символами загробного мира. А в ирии обитали души умерших, попадающие туда после ритуалов.

Душа обязательно должна была найти ключ от ирия. Его хранителями были птицы: жаворонки, кукушки или вороны. Связана была благословенная страна и с загадочным Китеж-градом.

Город в стране белых вод

Первые упоминания о Китеж-граде относятся к XVIII веку. В этом городе могли найти убежище те, кто обладает чистой душой и храбрым сердцем. По легендам Китеж-град находился на берегу озера Светлояр. Оказавшись там, можно было услышать едва заметный перезвон колоколов. Хотя ни одной церкви рядом и не было.

Сказания о прекрасном Китеж-граде тесно переплелись со сказаниями о Беловодье. Но, так сказать, реальный образ страна Беловодье обрела в конце XVIII-начале XIX. Связано это было с деятельностью общины бегунов.

«У ворот Беловодья». В. Иванов

Древняя легенда

Там нет воровства и прочих “противных закону дел”. Нет светского суда, а народом управляет духовенство. Деревья — до самых небес. Растет виноград, зреют злаковые, текут молочные реки.
Именно так в XVIII веке некий инок Марк, старообрядец из Архангельской губернии, описывал в сочинении “Путешественник” мифическое Беловодье. Страна, по его словам, была настоящим раем: ни богатых, ни бедных, ни преступников, ни крепостного права.
После реформ патриарха Никона в XVII веке Русская церковь раскололась надвое. Одни покорно приняли троеперстие и прочие нововведения. Другие остались верны “обрядам предков”.
Официальная власть объявила противников никоновских преобразований вне закона: их сажали в тюрьмы или казнили. Ученые отмечают, что именно мрачная действительность сформировала представления о “рае на земле”, где православная вера “издревле пребывает в чистоте”.
Многие устремились в Беловодье. К тому же черноризец Марк подробно рассказал, как туда добраться. “Из Москвы, — писал он, — через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, Бийск в алтайские старообрядческие поселения в долинах рек Бухтарма и Уймон, затем сорок четыре дня пути через Китай к берегам “окияна-моря”.

Почему же Беловодье находилось в разных местах?

Любого человека манит всё неизведанное. Вот и в легендах о Беловодье — крае с молочными реками, крае истины и красоты, не указывалось точного местоположения. Урал, Алтай, Поморье, Крайний Север — все эти места вполне подходили под описание славянского рая.

Такой разброс вполне объясним. По мере открытия русскими Севера и Сибири Беловодье отдалялось в восточном направлении. Когда же все эти земли были изучены, то Беловодское царство превратилось всего лишь в красочную легенду.

Свидетельства очевидцев

Маршрут, пусть даже с неясным конечным пунктом, заставлял беглецов идти все дальше на Восток. Их энтузиазм подстегивали свидетельства тех, кому все-таки довелось увидеть утопическое государство.
Первые сообщения официально задокументировали в начале XIX века. В 1807-м в Министерство внутренних дел поступило сообщение от крестьянина Бобылева из Томской губернии, который якобы побывал “на море Беловодье”. “Имеют они церкви, епископов и священников “по старому закону, <…> беловодцы сами по себе живут и никому дани не платят”, — докладывал он.
А еще Бобылев рассказал, что, несмотря на идеальные условия, жители все же хотят вернуться на родину. Правда, при одном условии: если им даруют свободу веры и право поселиться в избранных местах. Донесение попало в руки императору.
Тот распорядился выдать Бобылеву 150 рублей на дорогу и отправить с ответным письмом к общинам. Однако, получив деньги, крестьянин бесследно исчез.
А в 1888-м в Пермской епархии объявился странник, называющий себя “епископом Беловодским”. У него даже была грамота, подписанная самим “патриархом Славяно-Беловодским”. Гость заявил, что знает точный путь до райского места.
Держать путь, по его словам, следовало в Японию. Спустя десять лет по маршруту отправилась экспедиция уральских казаков-староверов. Выйдя на кораблях из Одессы, они несколько месяцев скитались по разным странам и морям. Но добрались только до Сингапура — ни Беловодья, ни единоверцев так и не нашли.
Долина реки Бухтармы, земли по берегам которой первоначально назывались Беловодьем

Русская Шамбала

Пусть попытки добраться до райских земель и не увенчались удачей, “русская утопия” овладела умами интеллигенции. В XX веке ее искал художник Николай Рерих. Путешествуя по Алтаю в 1920-х, он наткнулся на общину русских староверов.
И подробно описал встречу: “Когда мы проехали через алтайские высоты, нам показали пути и потаенные, ведомые лишь избранным, далекие тропинки к священным местам, именуемым Беловодье”.
По мнению Рериха, легенда о Беловодье пришла к алтайским староверам от буддистов, живущих по соседству, — предание о Шамбале, таким образом, получило русский аналог.
“Однако вполне возможно, что причина совсем иная. Староверов, которые бежали все дальше на Восток, банально мог воодушевить пейзаж. Поэтому они и сочли Алтайские горы — впечатляющие и далекие от гонителей — Беловодьем”, — говорит фольклорист Екатерина Дорохова.
В 2010-м экспедиция Российского географического музея исследовала на Алтае старообрядческие общины. Выяснилось, что жители деревень, расположенных вдоль горной реки Бухтармы, называют Беловодьем одну из долин. Ученые объясняют это так: весной и осенью водоем становится мутно-белым из-за размыва известковых пород. Природное явление старообрядцы как раз и приняли за молочные реки.
Есть и еще одна версия: искать русскую Шамбалу нужно на северо-западе Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Раньше эти земли входили в состав могущественного Джунгарского ханства.
“Еще в начале XVII столетия северные окраины Джунгарии начали активно осваивать русские переселенцы — старообрядцы. Желая сохранить свою веру и благочестие, они ушли дальше всех на территорию современного Синьцзяна”, — пишет историк Вадим Обухов.
Северная Джунгария стала конечной точкой в путешествии староверов. Поэтому некоторые ученые полагают, что блаженный край Беловодье искать следует именно там. Источник

Пришельцы и Беловодье

Вместе с тем известны и несколько иные легенды о пришельцах из святой страны, каковыми оказываются Беловодье или Шамбала. Они были зафиксированы Н. К. Рерихом на Алтае. Этим легендам присуща лаконичность, скупость изобразительных средств, недоговоренность как неотъемлемая составляющая некой неразгаданной, недоступной человеческому пониманию тайны. Сам факт появления таких пришельцев привязан к определенному пространственно‑ временному континууму: преодолев путь по особым ходам, они появляются в особые сроки чаще всего верхом на конях. Иногда этих всадников видят около пещер, из которых открывается вход в их страну – Беловодье или Шамбалу. Впрочем, подземный ход в Шамбалу нередко оказывается чрезвычайно узким: два обитателя сокровенной страны, вышедшие к людям, чтобы приобрести породистого барана, нужного им «для научных опытов», с большим трудом вели его через тесный проход.

Вид у пришельцев из святой страны также особый. Если это женщина, то обязательно высокая, станом тонкая, лицом строгая и «темнее наших». Одежда ее напоминает древнюю, впоследствии используемую в качестве обрядовой, – «долгую рубаху, как бы в сарафан». Если мужчина, то это «незнакомый человек, высокий и не в нашей одежде», «совсем особого вида». В одних случаях пришельцы не вступают в контакт с простыми смертными (их видят лишь издалека), в других – они участвуют в жизни людей: «Ходила по народу – помощь творила, а затем ушла назад в подземелье»[3585]. Согласно легенде, пришелец из святой страны появляется на базаре. Покупая овощи, он расплачивается золотой монетой. Когда ее рассмотрели, то выяснилось, что «таких денег уже тысячу лет как не бывало»[3586]. Из сказанного следует, что время святой страны, проецируясь в далекое прошлое, продолжается в настоящем и что в ином мире оно несоизмеримо с нашим земным.

Таким образом, религиозно‑ утопическая легенда о Беловодье на протяжении более чем двух столетий являлась своего рода учением о благословенной стране спасения. В ней шла речь о земле праведников, соотнесенной, с одной стороны, с первыми веками христианства, а с другой – с кризисными ситуациями в истории человечества, на протяжении которой эта «далекая земля» пополнялась все новыми и новыми мучениками за веру. Здесь они находили спасение, сохраняя в изначальной чистоте истинную христианскую веру, соблюдая древние обряды и обычаи, и сами, в свою очередь, спасали тех, кто, преодолев долгий и трудный путь, оказывался достойным войти в эту благословенную страну. Здесь вызревает и будущее человечества, которому предуготовано место на обновленной земле под обновленным небом: оно наступит после Второго пришествия Христа и Страшного Суда. Мечта о Золотом веке, пульсирующая в фольклоре и адаптированная христианством в книжной традиции, получила свое завершенное выражение в легенде о «далекой земле» – «Беловодии», содержащей в себе зачатки всех тех возможностей, которые должны проявиться в будущем и которые ознаменуют конец катастрофы, потрясшей мир и разрушившей прежний миропорядок ради установления нового[3587]. И в этом вневременном будущем повторится «совершенство начала», столь тщательно сберегаемое в Беловодье. Источник.

1 Comments
Иван FXS 30.11.-0001
| |

Было бы не плохо. Я бы туда жить уехал