По материалам книги Олега Синько \”Славянские руны\”
Прямое изображение:
Река подо льдом. Сверху мороз и зима, но глубоко – у самого дна – тепло. И там, в слое планктона, лежат рыбы и мечут икру, хранящую жизнь.
Вот снова случился круговорот жизни, и солнце повернуло на тепло (как и миллионы раз до этого). Лед тает, и косяки рыбы плывут в реке. И абсолютно «случайно» на их пути оказываются сети рыбаков. Вернее, абсолютно случайно (вроде бы) рыбаки оказались на пути косяка – пути, который повторяется уже миллионы раз. В сетях остались большие и старые рыбы, большая часть из молодых поплыла дальше.
Люди вытаскивают сети в лодку и радуются удаче. Тут же достают рыбу и жертвуют ее деревянному изваянию какого-то божка, стоящему в лодке. Они ошибочно считают, что именно он обеспечил им удачу. Они едины в своем порыве благодарности и удовольствия от полученного. Ни природе, ни рыбе, ни дереву изваяния от их благодарности никак – их это не касается. Но людям очень важно благодарить внешнюю силу – и им хорошо. И они – как один человек.
Перевернутое изображение:
Все случилось также: и весна, и косяк, и вытащенный улов. Но люди тут не едины, каждый занят своим – один быстрее прячет рыбу за пазуху, страшась, что она не его и ее отберут, второй сожалеет, что не весь косяк попал и ищет дыры в сети (считая, что именно сеть поймала улов), третьи молятся изваянию. Нет ни единства, ни благодарности: больше подспудный страх: а вдруг это больше не повторится! А жизни до этого дела по-прежнему нет: солнце светит, река течет, рыба плывет.