По материалам Николая Карпицкого
В церковной практике наряду с семью таинствами есть еще три формы священнодействия: молитва, благословения и заклинания (экзорцизм). Также как и таинства, они осуществляются силой Святого Духа. В молитве происходит непосредственное общение человека с Богом. Это общение возможно благодаря присутствию Бога в Своем Имени, когда это Имя молитвенно произносит человек.
Благодаря этому молитва обретает силу священнодействия.
Благословение представляет собой молитвенную и духовную помощь другому человеку, которая может выражаться как непосредственно (например, когда священник благословляет прихожанина), так и опосредовано через освящение предметов и мест, (например, освещение воды, квартиры и т.д.).
Заклинание или экзорцизм есть запрещение действия злых духов. Оно производится в соответствии с заповедью Христа и является божественным даром всем членам церкви наступать на змея и скорпиона и всю силу вражью.
Относительно экзорцизма существует много предрассудков. В частности, в клерикальной среде часто отвергают саму необходимость данного служения в Церкви, оставляя тысячи людей без защиты в период, когда духовные болезни и самые черные формы колдовства получили столь широкое распространение. Подобная позиция обусловлена отсутствием духовной самоотверженности, которая необходима для проведения экзорцизма. В частности, один небезызвестный преподаватель МДА распространяет мнение о том, что экзорцизм, проводимый во время крещения, полностью самодостаточен, и нет необходимости повторять экзорцизмы в дальнейшей жизни.
Это заблуждение основано на магическом понимании, в соответствии с которым произносимый в момент крещения экзорцизм якобы раз и навсегда дает защиту на всю последующую жизнь. На самом деле экзорцизм не магическое, но духовное действие: само по себе заклинание хоть и может напугать злых духов, но не может их изгнать. Изгоняет сила веры, в соответствии с которой экзорцист принимает помощь Духа Святого. Заклинание представляет собой не саму духовную силу, а только форму, в которой она действует. Сила совершенного над страждущим экзорцизма исчезает при утрате им веры или при отказе от помощи Святого Духа. Человек снова попадает под влияние злых духов, и для помощи ему необходимо повторение экзорцизма.
Поскольку экзорцизм не магическое заклинание, он не дает автоматической защиты на будущее, лишь разрушая духовную зависимость, которая сложилась на момент его произнесения. Далее все зависит от самого страждущего, воспользуется ли он раскрепощением своей воли для окончательного отказа от духовных влияний. Поэтому, при проведении экзорцизма следует всегда учитывать, насколько человек решим воспользоваться своей свободой в дальнейшей жизни. Если же человек духовно не готов, то временное освобождение посредством экзорцизма может быть оказаться не только бесполезным, но и опасным, так как рецидив возвращения в старое состояние может вызвать психическую болезнь и разочарование в силе церковных средств.
Другое заблуждение относительно экзорцизма связано с представлением об убывании духовных даров у Церкви: якобы дар изгонять бесов Христос дал только апостолам, и со временем этот дар у Церкви пропал. На самом деле здесь мы имеем дело не с убыванием духовных даров, а с нежеланием нести ответственность за пользование этими дарами. Быть священником, значит нести ответственность не только за людей при жизни, но и за их посмертную судьбу. Любое неосторожное слово может погубить человека. Не каждый священник способен вынести полноту осознания такой ответственности, и чтобы защитить себя от груза совести, он впадает в обрядоверие, полагая, что таинства сами собой сделают все необходимое без каких либо духовных усилий с его стороны.
Человек, проводящий экзорцизм формально, наказывается незамедлительно тем, что ему перенаправляются испытания, от которых он пытается освободить страждущего. Разница между экзорцизмом и другими формами священнодействия не в том, что экзорцизм более опасен, но в том, что он проявляет плод служения сразу, что пугает многих клириков.
Еще один предрассудок заключается во мнении, что дар экзорцизма якобы доступен лишь святым за особые заслуги, и поэтому простым христианам недозволительно проводить его.
Во-первых, если бы это было так, то никто никогда не стал бы проводить экзорцизмы, так как всякий святой осознает себя грешником. Во-вторых, экзорцизм есть дар, а не награда за заслуги: «даром получили, даром давайте» (Мф. 10.8). Хотя в Евангелии есть место, где говорится, о роде бесов, изгоняемых постом и молитвой, но и здесь речь идет не о заслугах за пост и молитву, но о самом посте и молитве, как духовной силе.
Дар экзорцизма всегда был и есть у Церкви, но на практике мы имеем дело лишь с нежеланием принять этот дар.
Совершенно случайно забрел на этот сайт, немного почитал, интересно… Всякой подобной фигней не занимаюсь, давно уже не мальчик, но, будучи сатанистом очень много лет, наверняка знаю, что экзорцизм – удел не только христианских священников. Такие, как я, это тоже умеют, и вовсе не в святости и Боге дело.