Параллельные миры

Магические ритуалы анимистов

С незапамятных времен охота и рыболовство были основными источниками пропитания у народов, живущих в суровых условиях Сибири. Эвенки и буряты, хакасы и алтайцы, тунгусы и ульчи даже в наши дни относятся к этим занятиям, как к священному действу, окруженному множеством магических ритуалов и примет.

Магические ритуалы анимистов

Традиции мистерий и обрядов

Анимисты (от лат. anima – «душа») по своим традиционным верованиям, представители коренных сибирских народов одушевляли все предметы живой и неживой окружающей природы. В представлениях людей вода и камни, земля и ветер, горы и тайга имели своих могущественных духов, которые могли быть благосклонны к человеку, а могли и навлечь на него несчастья. Для жителя Сибири до сих пор каждый вид дикого или домашнего животного имеет своего духа-хозяина, или духа-покровителя, от воли которого зависит благополучие селения, племени, рода. С этим связаны многочисленные ритуалы-мистерии, например, праздники в честь лося и медведя, оленя и косули, осетра, моржа или тюленя.

Одним из главных обрядов таежных народов был обряд добычи охотничьего счастья, который проводился дважды в год – летом и зимой – и длился несколько дней. Мужчины нескольких селений, расположенных по соседству, прихватив с собой охотничий арсенал, собирались у родовых святынь – скал, камней, старых деревьев, обладающих особой силой. Надев на себя оленьи или медвежьи шкуры, участники ритуала начинали свой танец, стараясь тем самым околдовать таежных зверей и получить над ними магическую власть. Танцы чередовались с символической охотой на лося, медведя или белку, изготовленных из дерева, коры и кедровых шишек. При этом в качестве оружия охотники использовали особенные, передававшиеся из поколения в поколение «счастливые» луки и копья своих предков.

Немаловажную роль у коренных сибиряков играли и индивидуальные обряды. В частности, широкое распространение имели ритуалы очищения и жертвоприношений. Готовясь к охоте или рыбалке, мужчины постились не менее трех дней, омывали ладони, стопы и лицо водой, а в зимнее время протирали их жиром, ежевечерне вознося молитвы духам тайги или воды и прося прощения у будущей добычи. В ночь перед охотой люди отправлялись в родовые «места силы», где приносили духам жертвы: кусочки мяса ранее добытых животных, ритуальные лепешки, домашнюю утварь с сакральными знаками, нанесенными кровью животных или даже человека. У северных народов вплоть до начала прошлого века существовал обряд человеческих жертвоприношений, который совершался в трудные голодные годы.

Но большинство людей западного мира давно позабыли традиции своих предков и все больше доверяют \”магии\” науки. Вот и свою счастливую жизнь люди предпочитают делать сами. В представлении некоторых счастье – это материальные блага, в представлении других – развитие духа, а третьих – гармония души и тела. Последние все чаще становятся приверженцами велнес – стиля жизни, сочетающего в себе заботу о физическом теле, правильное питание, без стрессовую среда обитания, получение удовольствия от всех сторон жизни.

Тайны медвежьего культа

Северные тунгусы, эвенки и долганы в прежние времена зачастую приносили кровавые жертвы хозяину тайги -батюшке медведю. К дереву неподалеку от медвежьей берлоги привязывали пойманное мелкое животное или младенца мужского пола, который своим плачем должен был разжалобить зверя и упросить его даровать людям обильную пищу.

У сибирских народов считалось, что медведь («дедушка», «лесной старик», «когтистый») – предок современных людей и покровитель охотников -состоит в близком родстве с духами тайги и может влиять на их решения. Также охотники верили, что косолапый способен не только понимать человеческую речь, но и читать мысли людей. Человека, который лишь подумал о медведе или окружающей природе непочтительно, ждала неминуемая жестокая месть. Поэтому приготовления к охоте на медведя сопровождались особыми ритуалами, в которых принимали участие самые могущественные шаманы родов. В частности, у эвенков, кетов и ульчей устраивался специальный «медвежий праздник» с игрищами, ритуальными жертвоприношениями и неистовыми танцами, имитирующими движения медведя. После удачной охоты праздник продолжался.

Но теперь церемония сопровождалась поеданием мужчинами сырых кусков мяса с головы и лап поверженного зверя, а также его сердца, женщинам же доставалась задняя часть туши. После окончания праздника совершался обряд захоронения костей и черепа убитого животного. Считалось, что через 40 дней погребенные останки возродятся живым медведем, чтобы через год вновь стать добычей охотников. У северных тунгусов и селькупов было принято зашивать кости хозяина тайги в его же шкуру, после чего шаман в уединенном месте совершал ритуал «вдыхания жизни» в медведя. Советский путешественник и этнограф Игорь Скобелин, в конце 20-х годов XX века изучавший быт народов, проживавших в районе Подкаменной Тунгуски, однажды стал свидетелем подобного таинственного ритуала. Позже исследователь записал: «После часа битья колотушкой в огромный бубен местным шаманом, бесформенное медвежье чучело вдруг без видимых внешних воздействий стало совершать едва заметные движения лапами и головой, смотревшей перед собой страшными пустыми глазницами».

Шаманы на службе промысловиков

В совершении ритуалов промысловой магии чрезвычайно велика была роль шаманов. Служители традиционных языческих культов безошибочно указывали охотникам и рыболовам время, когда необходимо отправляться на промысел, а также место, где их ждала удача. Чтобы получить это знание, шаманы с помощью многочасовых камланий призывали духов природы, прося их вселиться в себя. По свидетельствам немногих очевидцев, в какой-то момент «лицо шамана преображалось и делалось нечеловеческим». Будто управляемый кем-то, он начинал совершать конвульсивные движения, издавая при этом нечленораздельные звуки, напоминающие рычание зверя. Собравшиеся вокруг шамана старейшины рода внимательно вслушивались в его странную речь, пытаясь уловить в ней особый сакральный смысл. После нескольких минут такого пугающего действа камлающий вдруг умолкал и падал без чувств, а затем, очнувшись, начинал пересказывать соплеменникам то, о чем ему поведали всесильные духи.

У северных народов, проживавших по берегам морей и крупных рек, бытовал обряд «кормления воды», освобожденной ото льда. Шаманы уединялись в так называемых родовых «местах силы» – на особых каменистых выступах или нависших над водой скалах, на заповедных островках или священных мысах. Если вернувшийся в поселок после этого обряда шаман сообщал людям, что духи еще не разрешают лов рыбы, никто из мужчин поселка не смел подходить к «неподготовленной» воде.

Волшебная сила амулетов

Согласно поверьям сибирских народов, особую удачу в охоте приносят сделанные шаманами амулеты. Заговоренные фигурки животных, магические браслеты из коры деревьев, сушеных трав, медвежьей i шерсти или конского волоса, кожаные повязки, а также так называемые маски-личины -схематично стилизованные головы волка, лисы или даже медведя – следовало надевать, отправляясь на промысел. Большую ценность у охотников имели наконечники стрел и ножи, изготовленные особым способом из костей добытого зверья. Известен обряд хакасов и бурятов, заключавшийся в расписывании шаманами тел охотников, когда при нанесении ритуальной татуировки использовалась кровь жертвенных животных.

Некоторые амулеты и обереги охотники мастерили самостоятельно. Секреты создания таких предметов бережно передавались от отца к сыну многими поколениями охотников. В частности, у тывинцев распространено предание о шайтан-шапке – магическом головном уборе, тайной изготовления которого владеют лишь несколько старинных родов. Шайтан-шапка делает охотника невидимым для зверей и позволяет ему без труда заполучить желанную добычу.
Даже в наши дни потомственные сибирские охотники используют элементы промысловой магии. И хотя непосвященными людьми это воспринимается как суеверие, знающим промысловикам она приносит настоящую удачу.

Сергей КОЖУШКО. Тайнв ХХ века.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 2 =