Темнокожее племя, владевшее “тайной силой” и обитавшее, согласно древним легендам, на территории современного Урала. Предания утверждают, что \”чудь\” по неведомым причинам ушли однажды вглубь земли, построив себе там целые города, где и обитают до сих пор. Возможно эти рассказы родились из-за рукотворных построек и следов человеческой деятельности, обнаруживаемых время от времени в уральских пещерах и древних горных выработках.
Тайна чудского народа. Куда они исчезли.
Чуди — это коренное население севера, о котором мало что известно. В 1920-м они упоминались в переписи населения, но после таинственно исчезли. Вместе с другими народами их объединили в группу “вепсы”. Но в начале нулевых чуди появились снова. Исследователь Сергей Григорьев добился включения народности чудь в перепись населения. На 2010 год их осталось всего 27 человек.
Сергей Григорьев — исследователь народа чудь и сотрудник Министерства по делам национальностей. С 1974 года он посещает Пинежский район, деревню Нюхча. Там он изучает документы, разговаривает с людьми и пишет научные работы. Как рассказал учёный, точного определения того, что такое чудь, нет.
Чудью называли некоторые дославянские народы. Внешние отличия: скуластость, вытянутый череп, глаза бледно-голубые, не так широко поставленные, как у других.
Как писал ещё Михаил Ломоносов в статье “О России прежде Рюрика” — это народ, который с давних времен населял север. Кроме того, чудью могли быть эстонцы, проживавшие на Чудском озере. А жители Архангельской области вообще называли себя “чудь заволчанская”. Жители Коми тоже знают, что их происхождение идёт от чуди, чудь населяла и Урал, а в Екатеринбурге даже скульптура стоит — идол чуди.
Однажды, когда Григорьев ещё не знал, кто такие чуди, он предложил министерству программу изучения народных культур в отдалённых и труднодоступных местах. В одной из экспедиций исследователь плыл по реке на лодке и иногда останавливался в деревнях, чтобы изучить народ. Однажды он оказался в деревне Нюхча, чтобы починить лодку. Вокруг собралась куча детей.
Учёный создал на этом месте музей крестьянского быта. А заодно нашел повод, чтобы периодически приезжать в деревню. По словам Сергея, первое время он приезжал туда не за чудью и даже не думал, что будет так глубоко изучать эту тему. Но после открытия исследователь организовал ещё три экспедиции. Он заметил, что внешность местных отличается от привычной в этих краях.
Загадка была одна — куда делся народ чудь?
Сергей Михайлович стал копать старые документы. Нашёл перепись за 1920 год — чуди были в этом списке. Он решил сделать целую деревню оставшихся чудей — на это Министерство финансов выделило 15 миллионов рублей. “Я создал план, что можно сделать. Но местные царьки, как я их называю, испугались. Что они — главы района, сельхозсовета — останутся без работы”.
Потом журналисты областных изданий в каждом номере писали о чудаковатом мужике, который пудрит мозги местному населению какой-то чудью. Формальная численность на 2002 год — 21 представитель чистокровных чудей. Кроме того, часть местного населения записалась в малый народ, но это возмутило реальных жителей. Из-за давления стали говорить, что никаких чудей там нет, что учёный всё придумал. По словам Сергея, после этого данные переписи были фальсифицированы — и сейчас там не совсем верная информация.
Среди жителей деревни, которые относились к чуди, была Татьяна Седунова. Журналисты нашли её в Архангельской области, в деревне Веркола. Её бабушка была чудью, в 1997–1998 годах они всем семейством подали официальное заявление в общину. Но в 1999-м оганизацию прикрыли.
Спустя тысячи лет ров, в котором убили себя чуди, всё ещё существует. В 60-е годы в деревню приехали археологи — они хотели провести раскопки. Но местные вышли, заслонили собой и не дали этого сделать. “Эти курганы мы наблюдаем до сих пор. В 90-е к нам приехал московский журналист Сергей Григорьев. Он рассказывал нам про чудь. Делился находками. Чем больше мы узнавали об этом народе, тем больше нам было интересно”, — вспоминает Татьяна. Сергей Михайлович проводил огромное количество времени в библиотеке. Узнал, что у чуди была своя культура, свой бог для поклонения и письменность — существует даже русско-чудский словарь.
Что теперь с народом?
“Чудь” сохранилась в российской топонимике. Напоминает название Чудского озера на границе Эстонии и Псковской области, где в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. В позапрошлом году Сергей Григорьев даже нашёл карты, где жили чуди. Вывод был сделан: жители Архангельской области не имеют никакого сходства со славянам, что они родня шведам, эстонцам, части Польши и что, судя по всему, Исландия была заселена именно выходцами из архангельской территории (ну вот такие выводы у Сергея).
Татьяна Седунова верит, что маленький народ может стать брендом района. Со своей кухней и уникальным промыслом. Уже сейчас этих людей можно отнести к малочисленному коренному народу России. Привлечь туристов, инвестиции и общество. Ну… Осталось доказать остальным, что этот народ вообще есть.
Белоглазая или Белая Чудь
Про белоглазую Чудь практически не известно ни чего. Кроме того что это один из древнейших народов России который проживал на территории от Алтая до Уральских гор. Еще Бажов писал про Чудь Белоглазую.
Были они «стары люди» не русски и не татара, а какой веры-обычая и как прозывались, про то никто не знает. По лесам жили. Однем словом, стары люди.
Домишек у них либо обзаведенья какого — банешек там, погребушек — ничего такого и в заводе не было. В горах жили. Вот живут себе стары люди, никого не задевают, себя сильно не оказывают. Только стали по этим местам другие народы проявляться.
— Бажов П. П., «Дорогое имячко»
Кто это такие .
Есть версии что это были высокие сильные белоглазые и светловолосые люди. Но есть и другая фантастическая можно сказать версия. Этот народ был ближе к гномам и когда пришел белый царь (Имеется в виду Ермак) они все ушли под землю, и до сих пор следы их пребывания в нашем мире находят в горных местностях.
Даже есть версия что когда для человека наступит тяжелое время этот народ выйдет из под земли и поделится своими знаниями и богатством. Для дальнейшего существования простого человека и представителей этого народа вместе с нами.
В Пермском крае где Чудь считают своими коренными жителями, до сих пор рассказывают истории как в горах или в глубокой тайге слышат шум и гул, всхлипы и стоны, а так-же странные голоса на неизвестном языке или из под земли или в пещерах.
Есть свидетельства и с Алтая где рассказывают что в пещерах где собирают каменное масло встречают неизвестные человеческие следы, иногда глубоко в пещерах встречают неизвестных существ очень сильно похожих на человека.
Даже известен случай как одного охотника который зашел в пещеру чтоб укрыться от непогоды начало его выгонять непонятное существо похожее на первобытного человека, существо появлялось в разных местах и на непонятном языке что-то выкрикивало или может быть что это существо было не одно.
Когда охотнику пришлось покинуть пещеру буквально через несколько минут произошел обвал пещеры где несомненно был-бы похоронен охотник.