Яркий пример естественной мумификации, доказывающий, что «нетленные мощи» не являются привилегией святых и праведников, а могут возникать при сочетании благоприятных факторов. «Крейсерской» мумией был назван труп человека, обнаруженный в 1997 году в вентиляционной шахте авианесущего крейсера «Адмирал флота Кузнецов». В ходе расследования выяснилось, что погибший был рабочим завода, где крейсер проходил ремонт два года назад. Феномен заключается не в том, что тело погибшего было обнаружено не сразу (корабль столь огромен, что по признанию экипажа там есть немало мест, куда со дня постройки ни разу не ступала нога человека). Найденная записка свидетельствовала, что этот человек покончил жизнь самоубийством, а значит (по церковным канонам) не мог обрести нетленность. Это холодный климат Заполярья и постоянная вентиляция создали уникальные условия при которых произошла естественная мумификация тела.

Естественная мумификация – полное высыхание тканей трупа.

Происходит при нахождении трупа в сухом месте с хорошей вентиляцией и ускоряется при повышении температуры окружающей среды и низкой влажности воздуха. Естественная мумификация трупа может происходить как на открытом воздухе, так и в помещениях, а иногда и при захоронении в сухих крупнозернистых и песчаных почвах. В условиях средней полосы России мумификация является относительно редким явлением, чаще наблюдаясь в регионах с резко континентальным и аркадным климатом.

При быстром высыхании тканей начавшееся гниение приостанавливается, а ткани трупа уплотняются и уменьшаются в объеме. Вес полностью мумифицированного трупа значительно уменьшается, составляя около 1/10 первоначального.

Однако, в некоторых условиях (например, в резко континентальном климате, при действии высоких температур) полное высыхание тканей трупа может наблюдаться в сроки от 2 недель до 2 месяцев.

Трупы детей и лиц с пониженным питанием и небольшим слоем подкожно-жировой клетчатки мумифицируются быстрее, чем трупы взрослых, упитанных людей.

Кто и зачем мумифицировал усопших на Северном Кавказе

Когда речь заходит о мумификации, воображение чаще всего рисует пески Египта, величественные пирамиды и саркофаги фараонов. Но традиция сохранять тела усопших существовала и на Северном Кавказе.

По просьбе Юга.ру журналист и антрополог Святослав Панченко рассказывает о мумиях в истории погребальной культуры региона.

Представьте себе путешествие по горным тропам Ингушетии и Осетии. Вы видите каменные усыпальницы, напоминающие то ли сторожевые башни, то ли застывшие шатры кочевников, затерянные среди суровых скал. А внутри усыпальниц можно найти мумии. В отличие от знаменитых египетских, они не так хорошо сохранились — время и суровый климат оставили на них свой след. Но даже эти безмолвные останки могут многое рассказать о жизни и смерти в горах Кавказа много веков назад.

Кем были люди, избравшие столь необычный способ погребения? Как традиция мумификации пришла на Северный Кавказ? Какие тайны хранят в себе форма и расположение усыпальниц?

Мумии на Кавказе и в мире

Мумификация — явление, распространенное по всему миру. Хотя многие считают древнейшими египетские мумии, на самом деле первенство принадлежит мумиям культуры Чинчорро из Перу, датируемым примерно IX-VII тысячелетиями до н.э. Среди более поздних известны мумии из катакомб капуцинов в Палермо, мощи Киево-Печерской лавры, мумии гуанчей, мумифицированные останки «принцессы Укока», так называемые «болотные люди», мумии инков и другие.

Наличие мумий в наземных и подземных гробницах Кавказа — тема, хорошо известная специалистам, но малознакомая широкой публике. Такой тип захоронений оставался традиционным для региона на протяжении столетий.

Склепы Даргавса, Северная Осетия © Фото Ахсартаг, commons.wikimedia.org

Что такое мумификация?

В общем смысле мумификация — это процесс «засушивания» тканей мертвого тела человека или животного, предотвращающий или замедляющий гниение и разложение. В естественной среде мумии образовываются под воздействием сухости, мороза, высокого содержания солей. Это называют естественной мумификацией. Подобные трупы часто находят в пустынях, ледниках и вечной мерзлоте, торфяных болотах, в местах с низкой влажностью и высоким содержанием солей — там, где могут хорошо сохраниться форма тела и мягкие ткани.

Если же тело подготавливают к консервации искусственно, то это называется бальзамированием или искусственной мумификацией. Суть ее такова: в мертвое тело вводят вещества, уничтожающие микроорганизмы и препятствующие разрушению тканей. В качестве примеров можно привести древнеегипетские «бальзамы» или современный формалин.

Как эта традиция появилась на Кавказе?

Существует гипотеза, согласно которой мумификация могла быть заимствована у других древних народов — например, у тех же египтян. Эта версия основывается на ряде косвенных признаков и исторических параллелей.

Несмотря на удаленность, Египет не был полностью изолирован от Кавказа. В древности существовали торговые и военные контакты между этими регионами, что создавало возможности для культурного обмена. Кроме того, в обрядах погребения у кавказцев и египтян можно найти некоторые сходства. Оба народа старались сохранить тела умерших и помещали рядом с ними предметы быта. На Кавказе мумифицировали естественным путем, без вскрытия тел и применения бальзамирующих веществ, как это делали в Египте.

У этой гипотезы есть и противники. Прямых доказательств влияния египетской культуры на Кавказ пока не найдено. Более того, кавказские усыпальницы имеют особенности, отражающие местные традиции и природные условия.

Виды усыпальниц

На Кавказе подлежащие мумификации трупы традиционно сохраняли в общих могильниках, которые обычно находились недалеко от селений. Наземные усыпальницы («жилища мертвых»), как правило, представляли собой группу погребальных строений («хаты» или «башенки») различной формы: пирамидальной, цилиндрической или продолговатой. Они сложены из камней на цементе, в большинстве своем оштукатурены, имеют фундамент. Крыша покрыта шифером, имеются стоки для дождевой воды. В стенах есть два отверстия: одно для вноса покойников, другое (поменьше) — для вентиляции. Потолок обычно сводчатый. Как правило, высокие наземные усыпальницы имеют внутри несколько ярусов (4-8), на каждом из которых рядами лежали мумии. Пример — «городок мертвых» около села Кобан в Северной Осетии.

Редкий тип наземных могильников Кавказа — погребение в естественных пещерах. Пример — Хасаутский некрополь в Карачаево-Черкесии.

Подземные могилы представлены, в основном, склепами-колодцами и подземными галереями. Внутри можно увидеть деревянные полки или каменные плиты для усопших — чаще вдоль стен, реже в центре. Иногда усопших укладывали прямо на пол. Пример — подземный склеп на территории башенного комплекса Цори в Ингушетии.

Почему были распространены наземные усыпальницы?

Практика погребения умерших не в земле, а в возвышающихся над землей усыпальницах — одна из наиболее ярких особенностей погребальной культуры Кавказа. Что же побуждало горцев отказываться от традиционного для большинства народов погребения и выбирать столь необычный способ? Исследователи сходятся во мнении, что ответ кроется в сложном переплетении религиозных представлений, практических соображений и даже медицинских необходимостей.

Несомненно, одной из ключевых причин являются религиозные верования. Для древних горцев, чтивших предков и веривших в загробную жизнь, наземные усыпальницы могли служить символическим мостиком между миром живых и миром мертвых, приближая усопших к небесам. Такое «возвышенное» положение умерших, вероятно, подчеркивало их особый статус и способствовало сохранению памяти о них.

Однако не стоит пренебрегать и практической стороной вопроса. В труднодоступных горных районах с ограниченным количеством пригодной для земледелия почвы рытье могил представляло собой значительную проблему. Наземные усыпальницы, возводимые из камня, были более доступным и простым решением. Кроме того, такие сооружения эффективно защищали тела от посягательств животных и разрушительного воздействия влаги, способствуя их естественной мумификации.

Нельзя исключать и фактор эпидемий, регулярно косивших население плотно заселенных горных селений. Изолированные наземные усыпальницы служили своеобразным санитарным барьером, позволяющим ограничить распространение инфекции и защищать живых от заражения.

Наконец, строительство монументальных семейных усыпальниц выполняло и социальную функцию, свидетельствуя о богатстве и влиятельности рода. Возможно, разнообразие типов и размеров усыпальниц отражало сложную иерархию горского общества.

Некрополи Северного Кавказа

Кавказские гробницы, где в разные времена были похоронены мумифицированные останки, дошли до сегодняшнего дня в различной степени сохранности: нетронутые, разграбленные, «сменившие назначение», обветшалые, полуразрушенные или вовсе уничтоженные.

Например, знаменитый «городок мертвых» около села Даргавс в Северной Осетии сохранил свою архитектуру. Однако ценное содержание могил давно разграблено. Глазам первых исследователей предстала беспорядочно разбросанная утварь и фрагменты костей. Власти Северной Осетии усилили меры безопасности, чтобы уберечь некрополь от посетителей — главным образом, туристов.

Хорошо сохранившиеся кавказские могильники во многих уголках региона весьма схожи по типу архитектуры и характеру захоронений. Чтобы показать это сходство, следует назвать несколько важных топонимов: уже упомянутый «городок мертвых» около села Кобан (Северная Осетия), могильник в Хевсурети (Грузия), древний некрополь близ Тхаба-Эрды (Ингушетия), «город мертвых» рядом с Эльтюбю (Кабардино-Балкария), «мертвый город» Цой-Педе (Чечня).

Закат традиционной погребальной культуры Кавказа

Традиционная погребальная культура кавказских горцев с захоронениями в наземных и подземных гробницах практически сошла на нет в конце XIX столетия. На Кавказе, как и в других регионах, усопших стали хоронить в гробах и предавать земле. Причин этому несколько: распространение ислама, конец кавказских войн и последовавшее затем завершение межплеменной розни, выселение горских народов на равнину. Последнее обстоятельство препятствовало сохранению старинных погребальных традиций: на равнине не было благоприятных условий для естественной мумификации. К тому же горцы стали теснее, чем прежде, взаимодействовать с другими народами и получать знания об их погребальной культуре. Все это способствовало трансформации традиционных обрядов и ритуалов. Впрочем, некоторые горские обычаи сохранились: плач по умершим, жертвоприношения и поминки. Источник.

Не всё то мумия, что высохло: «мумия» немецкого капитана оказалась не настоящей

«Мумия» немецкого мореплавателя Манфреда Фрица Байората

В начале марта весь мир облетела новость о странной и пугающей находке. На яхте, которая дрейфовала в 100 километрах от филиппинского муниципалитета Баробо, рыбаки нашли «мумию» немецкого мореплавателя Манфреда Фрица Байората (Mandred Fritz Bajorat). Сразу появилось предположение о том, что он пропал еще в 2009 году (якобы с тех пор этого человека никто не видел), а яхта с телом все это время находилась в море. Еще большей популярности находки способствовал необычный внешний вид «мумии». А драматизма ситуации добавила поза несчастного: он как будто «застыл» возле рации, из последних сил пытаясь вызвать помощь.

Однако сейчас выяснилось, что это всего лишь «сказка». Умер мореплаватель не семь лет назад, а лишь неделей ранее: причиной смерти стал острый инфаркт миокарда. Данные были получены после вскрытия, которое провела филиппинская полиция. Окончательно легенду о «яхте-призраке» развенчали документы, которые подтверждали, что в 2013 году Байорат получил соответствующее разрешение от морской полиции. Также один из друзей мореплавателя заявил, что общался с ним около года назад.

Но почему же тогда тело выглядело столь необычным образом? Эксперты пояснили, что подобный эффект в сумме оказывают жара, сухой ветер и соленый морской воздух. Как правило, полная мумификация тела достигается за 6–12 месяцев. В отдельных случаях она может произойти через 3–5 месяцев. Следы же частичной мумификации можно выявить на теле уже 1–2 месяца спустя.

0 Comments

No Comment.